СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
Утверждаю Заместитель Министра гражданской авиации Л.С.СВЕЧНИКОВ 24 сентября 1979 г. N 18/И ИНСТРУКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 1. Общие положения 1.1. Настоящая инструкция определяет
порядок контроля за санитарным состоянием самолетов и
вертолетов <*>. -------------------------------- <*> В дальнейшем под словом
"самолет" подразумевается также и "вертолет". 1.2. Контроль за
санитарным состоянием самолетов проводят санэпидстанции управлений (РПО) ГА, санэпидотделения ОАО (РПО) ГА, санитарные работники
аэропортов ГА, медицинские работники здравпунктов аэровокзалов. 1.3. Ответственность за своевременное и
качественное проведение этой работы возлагается главным врачом санэпидстанции
на одного из врачей СЭС, организующего работу с привлечением специалистов и
лабораторий СЭС. 1.4. Учреждения медико-санитарной службы ГА осуществляют контроль за соблюдением
санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм
перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов. 1.5. В своей работе учреждения
медико-санитарной службы ГА руководствуются приказами,
положениями и указаниями МГА, МСУ МГА, МЗ СССР и "Положением о санитарном
надзоре на объектах МГА" (Приложение N 1). 1.6. Организация контроля
за санитарным состоянием самолетов проводится в порядке плановых и
внеплановых обследований, комплексных рейдовых проверок, в том числе в вечернее
и ночное время. В зависимости от предполагаемых целей и задач обследования
самолетов организуется комиссия с участием представителей цехов бытового,
технического обслуживания АТБ, ОТК АТБ, группы питания аэропорта, службы
бортпроводников, представителей командования и других заинтересованных служб управления
(РПО), ОАО ГА. 1.7. В порядке текущего надзора
выборочный контроль осуществляется за всеми типами самолетов независимо от их
принадлежности управлениям (РПО) ГА. В аэропортах, в которых отсутствуют
работники санитарно-гигиенического профиля, выборочный контроль
за самолетами проводится работниками здравпунктов аэровокзалов, а также
работниками санэпидучреждений ГА при выполнении
служебных командировок. 1.8. Главные врачи санэпидучреждений
ГА обязаны в планы-задания на командировки врачам и помощникам включать вопросы
проверки санитарного состояния самолетов; при следовании в командировку
воздушным транспортом работники санэпидучреждений
обязаны проверить соблюдение санитарно-гигиенического и
санитарно-противоэпидемического режима на самолете по вопросам, изложенным в
настоящей инструкции. Организация контроля за
санитарным состоянием самолетов требует от главных врачей санэпидучреждений
ГА четкого планирования, оперативности, постоянной работы по повышению
профессиональной подготовки специалистов санэпидучреждений
ГА, медицинских работников здравпунктов аэровокзалов, в также специалистов
заинтересованных служб по проведению этой работы. 1.9. Ежемесячному санитарному контролю
подлежит не менее 10% самолетов данного управления (РПО) ГА, а также транзитные
самолеты других управлений (РПО) ГА. 2. Организация
проверки 2.1. Контроль за
санитарным состоянием самолетов включает в себя обследования на следующих
этапах: - непосредственно перед вылетом, в
полете, после прилета; - после трудоемких регламентных работ; - в период выполнения работ по
техническому обслуживанию; - поступления с заводов; - выполнения рейса на новой авиалинии; - подготовки литерных рейсов. 2.2. При обследовании самолетов
непосредственно перед вылетом проверять: - качество уборки
салонов, кабины экипажа, туалетов, буфета-кухни, багажных отсеков, багажных
полок, светофильтров, ковровых дорожек, чехлов кресел, откидных столиков,
пепельниц, тележек; -
укомплектованность мягким инвентарем и средствами обслуживания (подголовниками,
полотенцами, пледами, при наличии питания - влажными салфетками; гигиеническими
пакетами, мылом, бортовой медицинской аптечкой, комплектуемой здравпунктом), их
качество и состояние (обработка пледов, их пакетирование); - заправку питьевой водой (по водомеру); - заправку сантехнического оборудования
туалетов химжидкостью СТ-2; - состояние буфетно-кухонного и
холодильного оборудования (буфетные полки, электроплитки, электродуховые
шкафы, электрохолодильник), качество обработки
несъемного оборудования, посуды; - организацию выдачи бортового питания
(наличие ярлыков-сертификатов на готовое питание, комплекта съемного кухонного
инвентаря и бортовой посуды, соблюдение температурного режима и условий
хранения питания на борту); - наличие личных медицинских книжек у
бортпроводников и правильность их ведения; - наличие спецодежды и уборочного
инвентаря бортпроводников (щетка "ерш", веник, совок, резиновые
перчатки, технические салфетки). 2.3. При обследовании самолетов в пути
следования проверить: - соблюдение санитарно-гигиенического
режима бортпроводниками во время обслуживания пассажиров, раздачи питания и
сбора использованной посуды, наличие спецодежды и уборочного инвентаря; - документацию бортпроводников (наличие
личных медицинских книжек, накладных на питание); - ведение записей в санитарном журнале
самолета. 2.4. При обследовании самолетов после
прилета проверить: - наличие жалоб пассажиров на
санитарно-гигиенические недостатки в обслуживании во время полета (путем
выборочного опроса пассажиров или по отчетам бортпроводников); - качество уборки транзитных самолетов
(очистка ковров, пепельниц, уборка санузлов, дозаправка водой и химжидкостью, замена подголовников, полотенец из имеющегося
на борту запаса или за счет оборотного фонда аэропорта); - правильность утилизации пищевых
отходов; - организацию сбора и утилизации
канализационных вод и мусора из самолетов, включая наличие и вид
военизированного транспорта и соответствие их типам
самолетов, соответствие пункта слива канализационных вод и мест сбора мусора
санитарным нормам и правилам. 2.5. При обследовании самолетов после
трудоемких регламентных работ совместно с ОТК АТБ и заинтересованными службами
ОАО необходимо проверить: - состояние
ковровых дорожек, штор, чехлов, внутренней обшивки кресел, а также лакокрасочных
покрытий буфета-кухни, дверей, унитазов, раковин; - качество уборки салона, кабины,
обработку сантехнического и буфетно-кухонного оборудования; - выполнение работ по замечаниям
санитарной службы, отмеченных в ведомости дефектов на данный самолет. 2.6. При обследовании самолетов в период
выполнения работ по техническому обслуживанию проверить: - соблюдение санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических правил и норм при проведении этих работ (наличие
уборочного инвентаря, пылесосов, применение дезсредств,
качество промывки систем водоснабжения самолетов и т.д.), наличие записей о
данных работах в картах-нарядах; - выполнение правил производственной
санитарии при техническом обслуживании авиационной техники в эксплуатационных
предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и
летно-испытательных подразделениях ГА. 2.7. При обследовании самолетов,
поступающих на эксплуатацию с заводов гражданской авиации и МАП, необходимо
совместно с заинтересованными службами ОАО проверить: - паспорт кислородных баллонов на
соответствие маркировки ГОСТу 5583-58 "Кислород газообразный технический и
медицинский"; - соответствие нормативам цветовой гаммы
ночного освещения приборных досок, отсутствие приборов со светомассой
постоянного действия (СПД); - отсутствие утечек СВЧ и радиочастот в
фидерных линиях и соединениях; - укомплектованность дорожками, чехлами,
шторами, исправность сантехнического и несъемного буфетно-кухонного и
пассажирского оборудования, наличие микрофонов, авиагарнитур,
лярингов, кислородных масок. Самолеты после капитального ремонта на
заводах ГА проверяются по вышеуказанному кругу
вопросов санэпидстанциями по месту расположения заводов ГА. 2.8. При обследовании самолетов,
выполняющих рейсы на новой авиалинии, проверить: - вопросы, изложенные в п. 2.2; - возможности сбора, утилизации
канализационных вод и мусора с самолета в аэропортах прибытия и промежуточных
посадок. 2.9. При обследовании самолетов,
выполняющих литерные рейсы, проверить: - готовность самолета по вопросам,
изложенным в п. 2.2 (с учетом перечня комплекта посуды и табеля оснащения на
каждый тип самолета); - согласование меню для бортового питания
(в случае отличия от предусмотренного санитарными правилами обеспечения
пассажиров бортовым питанием). 3. Действия служб
ОАО по подготовке самолетов к рейсу 3.1. Уборка самолетов производится в
соответствии с действующими инструкциями МГА и предусматривает: - обязательную очистку и уборку с
профилактической дезинфекцией туалетов самолета после каждого рейса по прибытии
в конечный или базовый аэропорт; - уборщики самолетов должны иметь
спецодежду, пылесос, щетки, совки, ведра и мешки из крафт-бумаги (одноразового
пользования), горячую и холодную воду, моющие и дезинфицирующие средства; - очистку и уборку самолетов проводят в
определенной последовательности, начиная с пассажирских салонов и заканчивая
туалетными помещениями с последующей дезинфекцией; - уборочные средства (ветошь, инвентарь)
должны быть четко промаркированы в зависимости от обрабатываемых помещений
(буфет-кухня, салон, туалет), после проведения уборочных работ инвентарь должен
быть вымыт, продезинфицирован и сложен в определенное место; - цеха бытового обслуживания АТБ должны
при проведении уборки самолетов максимально использовать механизированные
средства, машины МУС-1, пылесосы, а также подогрев салонов самолетов в зимнее
время года; - очистка санузлов самолетов должна
производиться с обеспечением герметизации процессов слива сточных вод в
специальные ассенизационные машины. 3.2. Работа служб по заправке самолетов
водой и химжидкостью СТ-2 регламентируется
инструкциями по технической эксплуатации самолетов, соответствующих типов
летательных аппаратов. 3.3. Работа летного состава
регламентируется НПП-78: - на бортинженера (бортмеханика), а при их
отсутствии на командира, возложена ответственность за соблюдение правил
эксплуатации воздушного судна на земле и в полете, и предоставлено право
добиваться своевременной и качественной подготовки воздушного судна и
контролировать его подготовку к вылету в соответствии с регламентами
технического обслуживания. 3.4. В соответствии с типовой должностной
инструкцией бортпроводник обязан: - контролировать санитарное состояние
воздушного судна, поддерживать чистоту и порядок в пассажирских салонах и на
рабочем месте; - своевременно докладывать командиру
воздушного судна о готовности к выполнению рейса, о недостатках, обнаруженных в
ходе предполетной подготовки, о чрезвычайных обстоятельствах, возникших в
полете; - своевременно и в полном объеме
контролировать готовность бытового оборудования и помещений воздушного судна к
рейсу, принимать на борт воздушного судна мягкий инвентарь, бортовое питание и
другие средства обслуживания пассажиров в полете; - бортпроводник имеет право
контролировать количество и качество продуктов питания, отказаться от их
приема, если имеет место нарушение санитарных правил и инструкции по
организации бортового питания пассажиров. 4. Контроль за заправкой самолетов водой 4.1. Вода, используемая для заправки
систем водоснабжения самолетов, должна соответствовать требованиям ГОСТа
2874-73 "Вода питьевая". 4.2. Водозаправочные машины должны быть
освидетельствованы после бактериологического исследования воды и опломбированы. 4.3. Емкости цистерн, шланги, краны
водозаправочных машин должны быть выполнены из материалов, допущенных для этих
целей. 4.4. Водозаправочные машины должны
оборудоваться приспособлениями для крепления шланга, наконечник шланга
защищается предохранительным чехлом. 4.5. Промывка и дезинфекция цистерн
водозаправочных машин проводится службой спецавтотранспорта
в случаях: - при вводе машины в эксплуатацию; - после ремонта цистерн или арматуры; - после выявления несоответствия воды на
цистерны автомашины ГОСТу "Вода питьевая"; - при использовании воды, имеющей осадок
(по эпидпоказаниям). 4.6. В целях уменьшения
вероятности загрязнения цистерн водозаправочной машины необходимо
заправлять ее закрытой струей через шланг, подсоединяемый к водоналивному
штуцеру автомашины. Периодический лабораторный контроль
качества воды проводится на этапах: - из водоналивного патрубка (крана); - из цистерн водозаправочных машин; - из самолетов. 4.7. Технический состав, занятый
эксплуатацией и ремонтом водозаправочных машин, а также водители, должны
проходить медицинский осмотр и профилактические обследования в установленные
сроки. 5. Контроль за заправкой химжидкостью и сливом канализационных стоков из самолетов 5.1. Хранение, приготовление,
транспортировка и использование химжидкости
осуществляется в соответствии с ТУ N 38101318-72. 5.2. Санэпидучреждения
контролируют организацию работы по исследованию содержания фенола в химжидкости, концентрация которого должна быть от 3 до 5%. 5.3. Заправка химжидкостью
и слив канализационных стоков из самолетов осуществляется с помощью
ассенизационных машин типа МА-7, МА-9, АС-154 и др. 5.4. Процесс слива канализационных вод из
самолета должен быть герметизирован путем применения переходников,
соответствующих типу самолета. 5.5. Слив вод осуществляется в существующие
системы хозяйственно-фекальной канализации аэропортов. 5.6. Место слива должно быть согласовано
с санэпидучреждением гражданской авиации и
оборудовано решеткой, территория вокруг колодца заасфальтирована или
забетонирована; для сбора твердых отходов устанавливается контейнер, который
также как площадка должен ежедневно дезинфицироваться. Места слива
канализационных стоков должны быть оборудованы подъездными путями с твердым
покрытием. Ответственность за содержание мест слива канализационных стоков ассенизационных
машин возлагается на ОНС аэропорта. 6. Контроль за температурным режимом и уровнем загрязнения воздуха кабин и салонов самолетов 6.1. Во время стоянки
микроклимат в самолетах поддерживается с помощью бортовых систем наземного
кондиционирования или наземных кондиционеров; при температуре наружного воздуха
+5 °C и ниже воздух кабины самолета прогревают до температуры не ниже +15 °C; при
наружной температуре выше +25 °C воздух охлаждают на 5 - 8 °C по сравнению с
температурой наружного воздуха (но не ниже +20 °C). 6.2. В холодное время года перед посадкой
пассажиров салоны должны обогреваться с использованием машины подогрева МП-300. 6.3. Воздух машин подогрева не должен
содержать окись углерода и другие примеси, поэтому в период подготовки к
осенне-зимней навигации санэпидстанции должны провести лабораторные
исследования воздуха на содержание окиси углерода. 6.4. При освидетельствовании машин
подогрева необходимо особое внимание обратить на чистоту воздухопроводных
рукавов, неисправные и загрязненные горюче-смазочными материалами рукава к
эксплуатации не допускаются. 6.5. Контроль за уровнем загрязнения
воздуха в гермокабинах самолетов осуществляется в соответствии с рекомендациями
ФАМ ГосНИИ ГА. 7. Контроль за очисткой самолетов от мусора 7.1. Во время уборки мусор из самолетов
должен собираться в ведра или мешки одноразового пользования, затем собираться
в контейнеры, которые вывозятся на свалку для утилизации. 7.2. Содержание контейнеров и площадок
осуществляется по общесанитарным правилам. 7.3. Мусор из самолетов международных
авиалиний и пищевые отходы утилизируются в мусоросжигательных печах. 8. Медицинские
осмотры и профилактические обследования 8.1. Бортпроводники, работники группы
питания аэропортов, загрузчики бортового питания, водители водозаправочных
машин - приравниваются к работникам общественного питания и проходят
периодические медицинские осмотры и профилактические обследования, имеют личные
медицинские книжки, в которые заносятся сведения о перенесенных инфекционных
заболеваниях и результаты обследования. 8.2. Вышеперечисленные категории
работающих подлежат обязательному обучению по программе
санитарно-гигиенического минимума, утвержденной МЗ СССР - 16 часов, 1 раз в 2
года (обучение проводится в службах ОАО, УГА). 9. Действия
медицинских работников по устранению выявленных недостатков 9.1. При выявлении нарушений в санитарном
состоянии самолетов медицинские работники через представителей заинтересованных
служб дают указания о немедленном их устранении. После устранения
которых вопрос о готовности самолета к рейсу решается через ПДСП; о
санитарно-гигиенических недостатках, влекущих задержку рейса, ставится в
известность ПДСП. Недостатки фиксируются в бортовом санитарном журнале
(техническим персоналом в дефектной ведомости), заполняется извещение или
протокол о санитарном нарушении для последующего принятия мер административного
воздействия. 9.2. Выявленные недостатки в ходе
регламентных работ на разных стадиях, результаты лабораторного и
инструментального исследования оформляются актом или заключением с конкретными
предложениями для внесения в технологические карты-наряды. 9.3. Материалы изучения санитарного
состояния самолетов обобщаются санэпидстанцией ежеквартально в сводной справке
и докладываются начальнику управления (РПО) ГА, командованию авиапредприятия, а
копия направляется в Медико-санитарное управление МГА. 10. Права
работников санитарной службы ГА 10.1. Главному санитарному врачу ГА, главным санитарным врачам управлений (РПО) ГА в пределах
компетенции предоставляется право: а) запрещать отправку в рейс самолетов
при наличии санитарных и эпидемических показаний; б) запрещать погрузку пищевых продуктов в
загрязненные самолеты, а также погрузку в самолеты недоброкачественных
продуктов питания; в) запрещать перевозку грузов в случаях
нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил
перевозки их воздушным транспортом; г) запрещать вылет инфекционных больных и
лиц, подозрительных в отношении инфекционных заболеваний; д) при предъявлении служебного
удостоверения установленной формы беспрепятственно посещать объекты надзора в
любое время суток и давать указания об устранении обнаруженных нарушений; е) производить выемку готового бортового
питания <*>, воды, взятие смывов для лабораторного анализа и
гигиенической экспертизы. -------------------------------- <*> В случае взятия проб на
самолете количество порций для пассажиров должно быть восстановлено. 10.2. Права, предусмотренные в подпунктах
"д" и "е" пункта 10.1, предоставляются санитарным врачам,
их помощникам, лаборантам санэпидучреждений и
медицинским работникам здравпунктов аэровокзалов. Начальник Медико-санитарного управления В.Ф.ТОКАРЕВ Приложение N 1 ПЕРЕЧЕНЬ РУКОВОДЯЩИХ МАТЕРИАЛОВ 1. Положение о санитарном надзоре на
объектах МГА, утверждено Министром ГА 21.02.74. 2. Приказ МГА N 100-78. НПП-78. 3. Временные нормы выдачи на борт
самолета ГА мягкого инвентаря и средств обслуживания
пассажиров в полете, утвержденные МГА 06.11.74. 4. Инструкция по уборке внутренних
помещений, пассажирского и бытового оборудования самолетов и вертолетов ГА, утвержденная ГУЭРАТ 17.08.76. 5. Типовое положение об
авиационно-технической базе (АТБ) эксплуатационного предприятия ГА (Приказ МГА N 215 от 17.04.68). 6. Требования безопасности и
производственной санитарии при техническом обслуживании авиационной техники в
эксплуатационных предприятиях, ремонтных заводах, учебно-летных организациях и
летно-испытательных подразделениях ГА СССР,
утвержденные МГА 16.11.74. 7. Типовая должностная инструкция
бортпроводника самолета внутренних линий ГА,
утвержденная УОП МГА 26.12.77. 8. Приказ МГА N 462 от 08.09.71 "О
серьезных недостатках в состоянии бытового оборудования пассажирских
самолетов". 9. Приказ МГА N 316 от 24.10.72 "О
серьезных недостатках в санитарном состоянии предприятий ГА". 10. Санитарные правила обеспечения
пассажиров бортовым питанием на многоместных скоростных самолетах N 1007-73,
утвержденные МГА, Министерством торговли СССР, МЗ СССР. 11. О мерах по улучшению содержания и
повышению качества бытового оборудования самолетов, Приказ МГА N 183 от
18.09.73. 12. О мерах по повышению культуры
обслуживания пассажиров, Постановление коллегии МГА от 24.11.77 (протокол N
67). 13. Инструкция по контролю
за обеззараживанием хозяйственно-питьевой воды и за дезинфекцией
водопроводных сооружений хлором при централизованном и местном водоснабжении
(МЗ СССР N 723а-67). 14. НТЭВС-71 (Наставление по технической
эксплуатации воздушных судов по ГА). 15. Регламенты и технологии технического
обслуживания самолета (по каждому типу самолета, вертолета). 16. Инструкция по проведению обязательных
профилактических медицинских обслуживаний лиц, поступающих на работу и
работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских
учреждениях и др. (МЗ СССР N 352-61 от 06.02.61 и дополнение N 10-83/14-104 от
26.08.65). 17. О совершенствовании профилактики
дизентерии и других ОКЗ, Приказ МЗ СССР N 840 от 03.09.76. 18. Методические указания по
санитарно-химическому контролю за загрязнением
атмосферного воздуха в аэропортах, утвержденные МСУ 15.03.78. 19. Методические указания по проведению
санитарно-химической оценки состояния воздушной среды в гермокабинах самолетов ГА, утвержденные МСУ 20.06.77. 20. Инструкция по организации питания
пассажиров на борту самолетов ГА СССР. 21. Указание об упорядочении организации
эксплуатации и технического обслуживания электрокипятильников в предприятиях ГА N 4.1.-183 от 3 ноября 1977 г. 22. Нормы отбора образцов (Инструкция о
порядке инспектирования предприятий промышленной торговли и общественного
питания от 28.12.59). 23. Инструкция об организации и
обеспечении полетов воздушных судов литерными и подконтрольными рейсами с
пассажирами, утвержденная МГА 31.05.79 N 5И-ДСП. Приложение N 2 Управление ГА Извещение об антисанитарном состоянии самолета аэропорт ________________ "__" __________ 19__ г. Мною, __________________________, _________________ _______________________ должность учреждение при санитарном обследовании самолета ___________________________ __________ ОАО тип N борта _____________, отправляемого, прибывшего, N рейса _________________ установлено: ______________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Принятые меры: ____________________________________________________________ Извещение направлено в санэпидстанцию __________________ УГА ______________ дата Подпись: _____________________ Примечание: Извещение составляется
медицинским работником, проводившим обследование санитарного состояния
самолета, при выявлении санитарных нарушений в 2-х экземплярах и направляется в
СЭС УГА, где были выявлены нарушения. В случаях выявления нарушений, зависящих
от базового аэропорта, - 1 экз. Извещения направляются в СЭС УГА приписки
самолета. Приложение N 3 Схема отчета здравпункта аэровокзала по проверке санитарного состояния самолетов Наименование аэропорта ________________________________________________ 1. Всего осмотрено самолетов _____ данного ОАО _____ транзитных _____ 2. Выявленные нарушения по вопросам, изложенным в пунктах 2.2 и 2.4. 3. Принятые меры: количество повторных уборок - количество задержанных рейсов - количество составленных извещений - Примечание: Составляется заведующим
здравпунктом аэровокзала и направляется в санэпидстанцию УГА ежемесячно. Приложение N 4 Примерная схема ежеквартального донесения о результатах работы по контролю за санитарным состоянием самолетов ГА 1. Всего осмотрено самолетов: по плану - фактически - данного управления (РПО) ГА транзитных - работниками СЭС - здравпунктами СЭС аэровокзалов - 2. Лабораторные и инструментальные методы исследования: - воды, из них неудовлетворительных - смывов "____" - метеофакторов "___" 3. Наиболее характерные нарушения: 4. Принятые меры: - количество случаев повторной уборки по требованиям медицинских работников; - количество задержанных рейсов; - количество составленных извещений; - количество полученных извещений из СЭС др. УГА; - административные санкции (составлено протоколов, наложено штрафов); - перечень вопросов, вынесенных СЭС на обсуждение руководства управления (РПО) ГА; - другие меры административного и общественного воздействия. Подпись главного врача СЭС управления (РПО) ГА ________________________ | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |