СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР ПРЕЗИДИУМ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 марта 1980 г. N 5р-2/41 О РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛ Исторические решения XXV съезда КПСС,
положения Конституции СССР, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о
школе определили ответственные задачи по коммунистическому воспитанию
подрастающего поколения в период развернутого строительства коммунизма в нашей
стране. Совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его
эффективности в решающей степени зависит от уровня рациональной организации и
четкой регламентации труда учителей и руководителей школы, от их умения
сосредоточить свое внимание и силы на решении основных, наиболее важных задач. Постоянная забота о духовном росте
учителя, повышении его идейно-политического уровня и педагогического
мастерства, расширении его научного и культурного кругозора, создании ему всех
необходимых условий для выполнения сложных и ответственных задач по обучению и
воспитанию детей - главное в работе с учительскими кадрами. Обязанности учителей и других
педагогических работников четко определены Уставом средней общеобразовательной
школы, квалификационными характеристиками, Правилами внутреннего трудового
распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства
просвещения СССР. Однако выступления в периодической
печати, материалы инспекторских проверок, письма, поступающие в Министерство
просвещения СССР, ЦК профсоюза, в редакцию "Учительской газеты",
свидетельствуют о том, что в последнее время все шире распространяется практика
отвлечения учителей, воспитателей, руководителей школ от своих основных обязанностей.
Значительную часть своего времени эти категории работников затрачивают на
составление многочисленных отчетов, справок-планов, сборов и обработку
различного рода данных, предусмотренных нормативными документами. Большая часть
таких документов не анализируется, и они чаще всего носят формальный характер. Заметно возросло количество документации,
которую требуют от школ районные, городские и областные отделы народного
образования. В ряде территорий, кроме установленных статистических отчетов,
школы представляют рай(гор)оно данные по многим
показателям, а также текстовые отчеты о результатах учебно-воспитательной
работы по всем предметам и по каждому учителю, докладные записки и справки о
медицинском обслуживании, сменности занятий, технических средствах обучения,
повышении квалификации педагогических кадров и т.д. Нередко многие из этих
данных уже содержатся в установленных статистических отчетах. Значительное количество дополнительных
сведений от учителей и руководителей школ запрашивают и другие отделы исполкомов
районных (городских) Советов народных депутатов, райкомы комсомола, профсоюза,
добровольные общества, органы пожарного надзора и другие организации.
Руководители школ некритически относятся к потоку запросов, поручений, не
ограждают учителей от обилия писанины. Более того, они
сами по собственной инициативе требуют от учителей представления дополнительных
письменных отчетов, разного рода сводок и справок о проведении внеклассных
мероприятий, об успеваемости и посещаемости учащихся, о работе с родителями и
т.п. Нередко в школах вводится дополнительно контрольная и учетная информация:
тетради, проверки классных журналов, так называемые "книга полезных и
интересных дел", "лицевой счет класса", "лицевой счет
учителя", ведомости недельных и четвертных оценок и др. В нарушение
Инструкции о ведении школьной документации и инструктивного письма Министерства
просвещения СССР от 23 марта 1972 г. N 15-М "Об упорядочении учета детей и
подростков школьного возраста от 10 до 15 лет" в некоторых территориях
учителям вменяется в обязанность обход квартир и домов, составление 2 раза в
год поименных списков всех детей и подростков, проживающих в микрорайоне. В штатах многих школ имеются педагоги -
организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, старшие пионервожатые,
воспитатели групп продленного дня, которые должны работать с учениками в послешкольное время и в воскресные дни с последующей
компенсацией дней отдыха в другие дни недели. Вместо того,
вопреки действующему законодательству, допускаются факты массового привлечения
учителей к работе в выходные и праздничные дни, имеют место многочисленные
случаи назначения учителей на дежурство в школе в дни, когда у них нет уроков,
не всегда учитывается целесообразность выделения без ущерба для учебных занятий
учителям свободных дней для самостоятельной работы по повышению квалификации. Местные органы народного образования и
руководители школ требуют от учителей составления подробных внеурочных планов
только по определенной схеме, не учитывая педагогический стаж, подготовленность,
уровень педагогического мастерства учителя; календарно-тематических планов;
планов проведения отдельных воспитательных мероприятий; развернутых планов
самообразования с указанием списков изучаемой литературы. Отдельные руководители школ и общественных
организаций чрезмерно увлекаются проведением различного рода совещаний и
заседаний, дублирующих друг друга. Часто эти совещания плохо готовятся,
обсуждение вопросов не регламентируется. На классных руководителей и учителей
начальных классов большинства школ возлагается несвойственная им обязанность
сбора с учащихся средств для покупки учебников,
приобретения билетов на спектакли и концерты, а также сбор с учеников
вступительных и членских взносов в добровольные общества. Во внеклассной работе недостаточно
используются инициатива и самостоятельность ученических организаций, мало
привлекаются к участию в этой работе родительская общественность, шефствующие
предприятия, актив при домоуправлениях, пенсионеры и т.д. Источником перегрузки учителей, директоров
школ и их заместителей по учебно-воспитательной работе является также и
нерациональная, чрезмерно усложненная система планирования. Годовые планы
работы школ, как правило, велики по объему, перегружены второстепенными
деталями, содержат общеизвестные педагогические требования. Учитывая, что отвлечения учителей и
руководителей школ от непосредственной учебно-воспитательной и управленческой
деятельности наносит прямой ущерб выполнению задач, выдвинутых перед
учительством и органами народного образования XXV съездом КПСС, Министерство
просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных
учреждений постановляют: 1. Министерствам просвещения союзных
республик и республиканским комитетам профсоюза работников просвещения, высшей
школы и научных учреждений: 1.1. Принять меры к устранению отмеченных
недостатков. 1.2. Обязать органы
народного образования и руководителей школ строго руководствоваться Уставом
средней общеобразовательной школы, Правилами внутреннего трудового распорядка
для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР,
Инструкцией о ведении школьной документации, Приказом Министерства просвещения
СССР от 7 апреля 1978 г. N 45 "Об утверждении и введении в действие табеля
(перечня) форм статистической отчетности учреждений, организаций и предприятий
Министерства просвещения СССР", регламентирующими обязанности
учителей, руководителей школ, ведение документации, составление отчетности и
планирование работы школы. Запретить руководителям органов народного
образования и школ введение дополнительной школьной документации, не
предусмотренной нормативными актами. 1.3. Считать, что основными разделами
плана школы на учебный год должны быть следующие: работа по осуществлению всеобщего
обязательного среднего образования молодежи; работа с педагогическими кадрами и
повышение их квалификации; руководство учебно-воспитательным процессом; система
внутришкольного контроля; совместная работа школы с
семьей, общественностью, трудовыми коллективами по коммунистическому воспитанию
учащихся; педагогическая пропаганда среди родителей и населения; укрепление
учебно-материальной базы; финансово-хозяйственная деятельность; основные
организационно-педагогические мероприятия. 1.4. Обязать руководителей школ принять
меры к совершенствованию организации рабочего места учителя, созданию в школах
методических кабинетов, оказанию практической помощи учителю в приобретении
методической литературы. 1.5. Предложить органам народного
образования и профсоюзным комитетам упорядочить проводимые совещания, собрания,
семинары, добиваясь максимального сокращения этих мероприятий, определенной
системы в их проведении и строгой экономии бюджета времени учителей и
руководителей школ. 1.6. Рекомендовать руководителям школ,
там, где это возможно, предусматривать в расписании уроков
один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации
учителей. 1.7. Установить, что привлечение учителей
к дежурству в выходные и праздничные дни может иметь место лишь в
исключительных случаях, предусмотренных законодательством, только с согласия
местного комитета профсоюза, должно оформляться приказом администрации и
компенсироваться в установленном порядке. 1.8. Потребовать от руководителей школ
обеспечения национальной организации работы педколлективов,
строгого контроля за тем, чтобы рабочее время учителей
использовалось по прямому назначению, создания учителям необходимых условий для
выполнения ответственнейшей задачи по обучению и
воспитанию детей. Вменить в обязанность инспекторам отделов народного
образования систематически следить за выполнением этого поручения. 2. Министерствам просвещения союзных и
автономных республик, областным, краевым отделам народного образования,
школьной инспекции, профсоюзным комитетам строго контролировать выполнение
указаний об упорядочении рабочего времени учителей и руководителей школ. Председатель коллегии, Министр просвещения СССР М.А.ПРОКОФЬЕВ Председатель ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Т.П.ЯНУШКОВСКАЯ | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |