СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
Утверждаю Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР А.И.ЗАИЧЕНКО 22 марта 1983 г. N 2683-83 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА МЕРОПРИЯТИЯМИ ПО СНИЖЕНИЮ ШУМА ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК МАЛОЙ АВИАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ВБЛИЗИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ВВЕДЕНИЕ Важнейшим условием
успешной реализации Продовольственной программы СССР, принятой на майском Пленуме
ЦК КПСС (1982 г.), является ускорение научно-технического прогресса, укрепление
материально-технической базы сельского хозяйства, всех отраслей
агропромышленного комплекса на основе дальнейшего развития механизации и
химизации производства. С этой целью, а
также для максимального сокращения потерь минеральных удобрений и химических
средств защиты растений предусматривается строительство взлетно-посадочных
полос, складов, пунктов технического обслуживания сельскохозяйственных машин и
других объектов. За последние годы возросла роль авиации в
народном хозяйстве, в том числе в сельском хозяйстве. Расширение объема
авиационно-химических работ создает опасность загрязнения окружающей среды
ядохимикатами и возможного неблагоприятного влияния на условия проживания и
здоровье населения. В то же время особенности эксплуатации
авиации в сельском хозяйстве (близость расположения взлетно-посадочных площадок
к жилой застройке, ранние утренние часы полетов, теплое время года, ровная
поверхность обрабатываемых полей и т.д.) способствуют распространению высоких
уровней авиационного шума на большие расстояния при взлете и пролете самолетов
и вертолетов над сельскими населенными пунктами. В настоящее время повсеместно повысилась
эффективность санитарного надзора за хранением, транспортировкой и применением
пестицидов в сельском хозяйстве, чему способствует издание соответствующих
"Санитарных правил N 1123-73", М., 1974. Однако фактору шума при
размещении взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения
не уделяется должного внимания. Действующий в настоящее время ГОСТ
22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой
застройки и методы его измерения" в части нормируемого шума не может
распространяться на самолеты малой авиации (легкой весовой категории),
применяемые в сельском хозяйстве, которым свойственна иная технология полетов,
условия эксплуатации и они имеют другие технические акустические
характеристики. В связи с этим вопросы упорядочения
размещения на местности и организации взлетно-посадочных операций самолетов
малой авиации сельскохозяйственного назначения по отношению к населенным
пунктам являются основанием для составления настоящих Методических указаний. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие Методические указания
являются руководством для осуществления предупредительного и текущего
санитарного надзора за шумовым режимом на территории жилой застройки при
эксплуатации самолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения. 1.2. Методические
указания предназначены для учреждений санитарно-эпидемиологической службы,
учреждений и организаций, занимающихся вопросами проектирования и размещения
взлетно-посадочных площадок (ВПП) сельскохозяйственного назначения (предприятия
гражданской авиации, выполняющие агрохимические работы), а также разработки
мероприятий по снижению неблагоприятного воздействия шума и возможного
загрязнения окружающей среды населенных пунктов пестицидами (ядохимикатами) при
эксплуатации подобных объектов. 1.3. В Методических указаниях
представлены санитарно-гигиенические требования к установлению допустимых
уровней авиационного шума, создаваемого на местности самолетами малой авиации,
к размещению взлетно-посадочных площадок авиации сельскохозяйственного назначения
по отношению к населенным пунктам, к организации воздушных операций по условиям
создаваемого шума на территории жилой застройки, методика измерения и расчета
ожидаемых уровней авиационного шума. 2. ОЦЕНКА И
НОРМИРОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ШУМА 2.1. По характеру изменения уровней звука
во время воздушных и наземных операций авиационный шум является непостоянным,
прерывистым. 2.2. Нормируемыми параметрами авиационного шума, создаваемого на территории жилой застройки при взлете, посадке и пролете самолетов и вертолетов любого типа, согласно ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения" являются эквивалентный уровень звука L в дБА и максимальный (пиковый) уровень звука L в дБА при А экв А каждом пролете, оба параметра соответственно для дневного - с 7.00 до 23.00 ч и ночного времени - с 23.00 до 7.00 ч. 2.3. С учетом акустических характеристик
самолетов легкой весовой категории и специфических условий их эксплуатации на
ВПП сельскохозяйственного назначения допустимые значения уровней звука на
территории жилой застройки сельских населенных пунктов не должны превышать: ┌────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────┐ │ Время суток │ L , дБА │ L , дБА │ │ │ А экв │ А │ ├────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┤ │День (7.00 - 23.00) │ 55 │ 75 │ │Ночь (23.00 - 7.00) │ 45 │ 65 │ └────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────┘ 2.4. Оценка измеренных максимальных (пиковых) уровней звука L А в дБА проводится путем сопоставления наибольшего значения L , А зарегистрированного в любой точке на территории жилой застройки при отдельных воздушных операциях (взлет, посадка, пролет), с величиной допустимого максимального уровня звука в соответствующий период суток. 2.5. Эквивалентный уровень звука в дБА, зарегистрированный на территории жилой застройки или
полученный расчетным методом за время измерения, сравнивается с величиной
допустимого эквивалентного уровня звука в соответствующий период суток и
зависит от величины максимальных уровней звука при пролете самолетов и
суммарной интенсивности их полетов за период измерения. 3. ИЗМЕРЕНИЕ АВИАЦИОННОГО
ШУМА И РАСЧЕТ ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА 3.1. Для измерения уровней звука,
создаваемых на территории жилой застройки при пролете самолетов, применяют
измерительные системы, включающие шумомер 1-го
класса, отвечающий требованиям ГОСТ 17187-71 "Шумомеры.
Общие технические требования" и СТ СЭВ 1351-78
"Шумомеры". 3.2. Измерительная система должна иметь
действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке. 3.3. Измерения уровней звука шумомером производят с использованием временной
характеристики "медленно" по методике, характерной для всех типов
самолетов и изложенной в ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни
шума на территории жилой застройки и методы его измерения". 3.4. При измерениях уровней звука
микрофон следует устанавливать на открытой площадке на
высоте 1,2 м над уровнем поверхности земли. Главная ось микрофона направляется
вертикально вверх. 3.5. С целью уменьшения погрешностей
нецелесообразно проводить измерения авиационного шума в точках с высоким
уровнем шумового фона, создаваемого наземным или водным транспортом,
производственными площадками, детскими играми и т.п. 3.6. При каждом пролете самолета
регистрируют максимальный уровень звука по шкале А,
который определяют по максимальному отклонению стрелки шумомера. 3.7. Измерения следует проводить в
дневной и ночной период суток в часы наиболее интенсивной эксплуатации самолетов.
Продолжительность измерения шума - не менее 2 ч. 3.8. Точки измерения шума располагаются:
вблизи основного источника шума - ВПП (против ее середины, взлетного и
посадочного торцов), на границе существующей жилой застройки, в глубине жилой
застройки в 2 м от жилых зданий и у защищаемых объектов (детские дошкольные
учреждения, школы, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения). 3.9. Эквивалентный уровень звука (L ) на местности может А экв определяться: 1) Методом
измерения эквивалентных уровней звука в дБА за время
не менее 2 ч в дневной и ночной (ранние утренние часы) периоды суток с помощью шумоинтегратора ШИН-1 Ленинградского ВНИКИ МЛТ (СССР);
интегрирующего шумомера, тип 00026, фирмы RFT (ГДР);
измерительного тракта, состоящего из микрофона и анализатора уровней звука, тип
4426, фирмы "Брюль и Къер"
(Дания); интегрирующего прецизионного измерителя
уровня шума, тип 7178, фирмы "Вяртсиля" (Финляндия). 2) Расчетным методом на основе измерения максимальных (пиковых) уровней звука в дБА шумомером любого типа при каждой воздушной операции самолета за время не менее 2 ч. Эквивалентный уровень звука L в точке измерения вычисляется по формуле А экв согласно ГОСТ 22283-76: 0,1L 1 N Аn L = 10lg(- SUM тау x 10 ), дБА, А экв T n=1 n где: L - максимальный уровень звука при каждом пролете самолета Аn (вертолета) в дБА; тау - эффективное время воздействия шума при каждом пролете n самолета вертолета), с; T - период наблюдения (общая продолжительность времени измерений), с, равный не менее 7200 с для дневного (с 7.00 до 23.00 ч) и ночного времени (с 23.00 до 7.00 ч); n - номер пролета; N - общее число пролетов в период наблюдения. Примечание: эффективное время воздействия
шума при пролете самолета определяется приближенно по секундомеру в момент
пролета самолета непосредственно над микрофоном - при измерениях под трассой
пролетов; во всех других случаях измерения (боковое расположение точки
измерения по отношению к оси пролета самолетов и т.д.) - по специальной формуле
согласно ГОСТ 22283-76. Если эффективное время воздействия шума
не измерялось и известны только максимальные уровни звука в дБА
при каждом пролете самолета за период наблюдения, то эквивалентный уровень
звука приближенно может быть вычислен следующим образом: - по максимальному уровню звука L для каждого пролета и по Аn типу самолета по таблице 3.1 определяют параметр формулы 0,1L Аn тау x 10 ; n 0,1L Аn - суммируют (SUM) полученные значения тау x 10 от n всех самолетов за время измерения; - по номограмме на рис. 1 определяют значение L в А экв 0,1L N Аn зависимости от суммы SUM тау x 10 за время измерения при n=1 n наибольшей интенсивности полетов. Таблица 3.1 0,1L Аn ЗНАЧЕНИЯ ПАРАМЕТРА ТАУ x 10 ДЛЯ РАСЧЕТА n ОРИЕНТИРОВОЧНОГО (ОЖИДАЕМОГО) ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА ┌─────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐ │ Максимальный уровень звука │ 0,1L │ │для каждого пролета L , дБА │ Аn │ │ Аn │ Параметр тау x 10 │ │ │ n │ │ ├──────────────────────────────────┤ │ │ Винтовые самолеты, вертолеты │ ├─────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤ │ │ 9 │ │ 60 │ 0,024 x 10 │ │ │ 9 │ │ 61 │ 0,029 x 10 │ │ │ 9 │ │ 62 │ 0,033 x 10 │ │ │ 9 │ │ 63 │ 0,039 x 10 │ │ │ 9 │ │ 64 │ 0,045 x 10 │ │ │ 9 │ │ 65 │ 0,054 x 10 │ │ │ 9 │ │ 66 │ 0,063 x 10 │ │ │ 9 │ │ 67 │ 0,073 x 10 │ │ │ 9 │ │ 68 │ 0,086 x 10 │ │ │ 9 │ │ 69 │ 0,103 x 10 │ │ │ 9 │ │ 70 │ 0,12 x 10 │ │ │ 9 │ │ 71 │ 0,14 x 10 │ │ │ 9 │ │ 72 │ 0,17 x 10 │ │ │ 9 │ │ 73 │ 0,20 x 10 │ │ │ 9 │ │ 74 │ 0,24 x 10 │ │ │ 9 │ │ 75 │ 0,27 x 10 │ │ │ 9 │ │ 76 │ 0,32 x 10 │ │ │ 9 │ │ 77 │ 0,37 x 10 │ │ │ 9 │ │ 78 │ 0,44 x 10 │ │ │ 9 │ │ 79 │ 0,51 x 10 │ │ │ 9 │ │ 80 │ 0,60 x 10 │ │ │ 9 │ │ 81 │ 0,71 x 10 │ │ │ 9 │ │ 82 │ 0,83 x 10 │ │ │ 9 │ │ 83 │ 0,98 x 10 │ │ │ 9 │ │ 84 │ 1,15 x 10 │ │ │ 9 │ │ 85 │ 1,35 x 10 │ │ │ 9 │ │ 86 │ 1,58 x 10 │ │ │ 9 │ │ 87 │ 1,86 x 10 │ │ │ 9 │ │ 88 │ 2,18 x 10 │ │ │ 9 │ │ 89 │ 2,57 x 10 │ │ │ 9 │ │ 90 │ 3,02 x 10 │ └─────────────────────────────┴──────────────────────────────────┘ 3) Расчет ожидаемого эквивалентного
уровня звука в дБА производится для вновь
проектируемых ВПП сельскохозяйственного назначения вблизи жилой застройки и
мест отдыха. Расчеты выполняются на основе ориентировочных уровней звука,
создаваемых на местности применяемыми типами самолетов (вертолетов) -
Приложение 1 - и представленных в проекте исходных данных об интенсивности их
полетов (количество взлетно-посадочных операций в дневное и ночное время) с
использованием номограммы на рис. 1. ┌────────────────────────────┬─────────────────┐ │ 0,1L │ L дБА │ │ Аn -9 │ А экв, │ │ SUM тау x 10 x 10 ├────────┬────────┤ │ n │ день │ ночь │ └────────────────────────────┼────────┼────────┘ 500,0─┤ 70 │ ├ ├ ─┤ │ ├ ├ 300,0─┤ │ ├ ├─70 │ │ ├ ├ 200,0─┤ │ ├─65 ├ │ │ ├ ├ 100,0─┤ │ ┼ ├ 80,0─┤ │ ├ ├─65 ┤ │ ┼ ├ ┤ │ ├─60 ├ 50,0─┤ │ ├ ├ 40,0─┤ │ ├ ├ 30,0─┤ │ ├ ├─60 │ │ ├ ├ 20,0─┤ │ ├─55 ├ │ │ ├ ├ │ │ ┼ ├ 10,0─┤ │ ├ ├─55 ─┤ │ ├ ├ ┤ │ ┼─50 ├ 5,0─┤ │ ├ ├ 4,0─┤ │ ├ ├ 3,0─┤ │ ├ ├─50 │ │ ├ ├ 2,0─┤ │ ├─45 ├ │ │ ├ ├ │ │ ├ ├ 1,0─┤ │ ┼ ├─45 ┤ │ ┼ ├ 0,6─┤ │ ├─40 ├ 0,5─┤ │ ├ ├ 0,4─┤ │ ├ ├ 0,3─┤ │ ├ ├─40 │ │ ├ ├ 0,2─┤ │ ├─35 ├ │ │ ├ ├ │ │ ├ ├35 0,1─┘ │ Рис. 1. Номограмма для определения L А экв 3.10. Измерения авиационного шума
проводятся: - для определения в конкретных условиях
размера санитарно-защитной зоны между источником шума (ВПП) и границей
существующей жилой застройки; - для разработки и оценки эффективности
мероприятий по снижению авиационного шума на жилой территории; - при отводе земельных участков и
строительстве новых жилых домов, больниц, школ, детских учреждений, домов и баз
отдыха, пионерских лагерей вблизи существующей ВПП; - при выборочном санитарном контроле
шумового режима на территории жилой застройки. 3.11. Результаты измерений уровней
авиационного шума следует представить в виде протокола измерений (форма
протокола дана в Приложении 3) с указанием типа самолета (вертолета), времени
измерения и общего количества пролетов. 4. ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К РАСПОЛОЖЕНИЮ ВПП МАЛОЙ АВИАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНЫХ ОПЕРАЦИЙ 4.1. Взлетно-посадочные
площадки малой авиации сельскохозяйственного назначения необходимо располагать
на местности с учетом ситуационных условий и длительности их эксплуатации, а также
факторов, оказывающих влияние на акустический режим и состояние окружающей
среды населенных пунктов (сезонность применения, планировочные особенности
сельских населенных пунктов, природные и метеофакторы - рельеф, лесные массивы,
водоемы, роза ветров и т.д.). 4.2. Важнейшим мероприятием по
оздоровлению окружающей среды вблизи ВПП сельскохозяйственного назначения
является установление санитарно-защитных зон следующих размеров: - при
местонахождении населенного пункта или объектов, к которым предъявляются
повышенные нормативные требования по шуму, по курсу взлетов самолетов
расстояние между торцом ВПП и границей их территории должно составлять не менее
2 км; - при боковом удалении от оси ВПП
населенных пунктов и защищаемых объектов зона разрыва должна быть не менее 1,5
км. 4.3. Воздушные операции должны
проводиться за пределами жилой зоны. Наиболее благоприятным условием, с
гигиенической точки зрения, следует считать организацию направления взлетов
самолетов параллельно жилой застройке и защищаемым объектам. Это позволит
исключить их перелет через населенные пункты и зоны отдыха, выполнение
разворотов над ними и, следовательно, уменьшит зашумленность местности, а также
возможность загрязнения атмосферного воздуха пестицидами через неплотности в загрузочных люках, с поверхности самолетов и
т.д. 4.4. Большое значение имеет правильная
организация санитарно-защитных зон, предусматривающая создание защитных полос
озеленения. Снижение уровня звука в дБ полосами зеленых насаждений следует
принимать по СНиП II-12-77, ч. II, гл. 12 "Защита от шума", таблица
4.1. Таблица 4.1 СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗВУКА ДЕЛЬТА L В ДБА А зел ПОЛОСАМИ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ ┌────────────────────────────────────┬───────┬───────────────────┐ │ Полоса зеленых насаждений │Ширина │ Снижение уровня │ │ │полосы │звука ДЕЛЬТА L │ │ │ в м │ А зел│ │ │ │ в дБА │ ├────────────────────────────────────┼───────┼───────────────────┤ │1. Однорядная при шахматной посадке │10 - 15│ 4 - 5 │ │деревьев внутри полосы │ │ │ │ │ │ │ │2. То же │16 - 20│ 5 - 8 │ │ │ │ │ │3. Двухрядная при расстояниях между │21 - 25│ 8 - 10 │ │рядами 3 - 5 м; ряды аналогичны │ │ │ │однорядной посадке │ │ │ │ │ │ │ │4. Двух- или трехрядная при │26 - 30│ 10 - 12 │ │расстояниях между рядами 3 м; ряды │ │ │ │аналогичны однорядной посадке │ │ │ └────────────────────────────────────┴───────┴───────────────────┘ Примечание: Эффективность снижения уровня
звука определяется при высоте деревьев не менее 5 - 8 м. 4.5. Указанные величины
санитарно-защитных зон согласуются с мероприятиями по защите селитебной
территории от вредного влияния пестицидов согласно "Санитарным правилам по
хранению, транспортировке и применению пестицидов в сельском хозяйстве" и
другим ведомственным инструктивно-методическим материалам (Приложение 4). 4.6. Эксплуатация
существующих ВПП сельскохозяйственной авиации может представлять определенную
опасность для здоровья взрослого и детского населения в населенных пунктах,
попадающих в зону воздействия авиации. В связи с этим
органам и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы, несмотря на
относительную кратковременность и сезонность авиационно-химических работ,
необходимо принять меры по предотвращению или значительному снижению
отрицательного воздействия шума и ядохимикатов, что позволит в дальнейшем
обеспечить надлежащие санитарные условия проживания, труда и отдыха населения,
т.е. повысить действенность предупредительного и текущего санитарного надзора. К таким мерам
относятся: повышение требовательности к выбору мест и отводу земельных участков
для размещения ВПП малой авиации сельскохозяйственного назначения, нового
жилого строительства, зон и баз отдыха, пионерских лагерей и т.д., установлению
необходимого размера санитарно-защитной зоны, созданию шумозащитных
полос озеленения и проведению организационно-административных мероприятий по
снижению распространения на жилую территорию вредных факторов, связанных с их
эксплуатацией, а также по ограничению зон
пролетов самолетов и вертолетов вблизи населенных пунктов. За соблюдением допустимых уровней звука
на территории жилой застройки, за условиями хранения и концентрацией
ядохимикатов вблизи складских территорий, распространением их на местности
должен осуществляться регулярный санитарный надзор органами и учреждениями
санитарно-эпидемиологической службы. Приложение 1 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НА
МЕСТНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ МАЛОЙ
АВИАЦИИ Таблица 1 УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ САМОЛЕТОМ
АН-2 ┌─────────────────────────────────────┬──────────────────────────┐ │ Точка измерения шума │Максимальные уровни звука │ │ │на границе жилой застройки│ │ │ L в дБА │ │ │ А │ │ ├───────┬─────────┬────────┤ │ │ Взлет │ Посадка │ Пролет │ ├─────────────────────────────────────┼───────┼─────────┼────────┤ │100 м перп. от центра грунтов. │ 73 │ 66 │ - │ │ВПП (бок.) │ │ │ │ │250 м от центра грунт. ВПП (бок.) │ 69 │ 65 │ - │ │600 м от оси ВПП (бок.) │ 68 │ - │ - │ │300 м от конца ВПП (по курсу) │ 89 │ 82 │ 72 │ │1 км от конца ВПП (по курсу) │ 87 │ 75 │ - │ │1,5 км от конца ВПП (по курсу) │ 78 │ - │ 68 │ │3 км от конца ВПП (по курсу) │ 71 │ - │ - │ │4 км от оси ВПП (бок.) │ - │ - │ 75 │ └─────────────────────────────────────┴───────┴─────────┴────────┘ Таблица 2 УРОВНИ ШУМА НА МЕСТНОСТИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ВЕРТОЛЕТОМ
МИ-1 ┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │Точки измерения │ Максимальные уровни звука на границе жилой │ │ шума │ застройки, L в дБА │ │ │ А │ │ ├───────┬───────────────┬───────────────┬───────┤ │ │Завис. │ Взлет │ Посадка │Пролет │ │ │ ├───────┬───────┼───────┬───────┤ │ │ │ │на тер.│от жил.│со сто-│с про- │ │ │ │ │ жилой │застр. │роны │тивоп. │ │ │ │ │застр. │ │жил. │стор. │ │ │ │ │ │ │застр. │от жил.│ │ │ │ │ │ │ │застр. │ │ ├────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤ │1 км по курсу от│57 - 69│74 - 87│ - │ - │67 - 69│79 - 84│ │конца ВПП │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ┌ 0,5 км по│ │ │ │ │ │ │ │ │ курсу от │ │ │ │ │ │ │ │бок. │ конца ВПП│68 - 72│75 - 78│63 - 76│82 - 86│66 - 72│ 57 │ │ │ 0,5 км от│ │ │ │ │ │ │ │ └ оси ВПП │ │ │ │ │ │ │ └────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘ Приложение 2 ПРИМЕР РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ ЗВУКА В ДБА В ЗАДАННОЙ ТОЧКЕ НА МЕСТНОСТИ Определение эквивалентного уровня звука в
дБА на местности вблизи ВПП сельскохозяйственной
авиации расчетным методом проводится на основе измеренных максимальных
(пиковых) уровней звука в дБА при пролетах самолетов
и суммарной интенсивности полетов за время измерения. Например: жилая застройка сельского
населенного пункта удалена на расстоянии 250 м от оси временной, грунтовой ВПП
сельскохозяйственного назначения. Местность ровная, открытая, малоозелененная. Взлетно-посадочные операции самолета АН-2
совершаются параллельно жилой застройке, а перелет с одного участка на другой -
через населенный пункт. Расчетная точка располагается на расстоянии 250 м
против ВПП на границе жилой застройки. Измерение максимальных уровней звука в дБА проведено прецизионной акустической аппаратурой - шумомером "Брюль и Къер", тип 2203 с микрофоном типа 4144 в течение 2,5
час. - с 4.30 до 7.00 час., т.е. в ночное время. По
результатам измерений заполняется таблица по форме (Приложение 3): Для
ориентировочного расчета L необходимо: А экв
0,1L
Аn -
определить значение параметра
тау x 10 для каждого n этапа в отдельности в
зависимости от максимального уровня звука по таблице 3.1;
0,1L N Аn - суммировать
полученные значения SUM тау x 10 = 2,061; n=1 n - по номограмме
на рис. 1
установить значение L
в
А экв 0,1L
N Аn зависимости от суммы SUM тау x 10
за период измерения
(в
n=1 n данном случае - за 2,5 часа в
течение ночи) - 48,5 дБА.
Полученные данные показывают,
что рассчитанная величина L составляет
48,5 дБА, т.е. превышает допустимые значения для А экв ночного
времени; максимальные уровни
звука L при
взлетах
А самолета АН-2 в четырнадцати измерениях из двадцати
пяти превышают допустимые величины на 2 - 7 дБА
(56%) для ночного времени.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦЫ ПРОТОКОЛА
ПРИ РАСЧЕТЕ L А экв ┌───┬─────┬───────────┬──────────────┬───────────────┬───────────────────┬──────┐ │ N │Тип
│ Воздушная │ Максимальный │ 0,1L
│ 0,1L │
│ │п/п│само-│
операция, │уровень звука,│ Аn│
N Аn│ │ │ │лета
│этап полета│ L , дБА │тау x 10
│SUM тау x 10 │L │ │ │ │ │ А
│ n │n=1 n │ А экв│ ├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤ │ 1 │
2 │ 3
│ 4 │ 5
│ 6 │ 7 │ ├───┼─────┼───────────┼──────────────┼───────────────┼───────────────────┼──────┤ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │1 │АН-2
│взлет │ 70
│ 0,12 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │2 │ │пролет │ 68
│ 0,086 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │3 │ │посадка │
63 │ 0,039 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │4 │ │взлет │ 69
│ 0,103 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │5 │ │пролет │ 65
│ 0,054 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │6 │ │посадка │
64 │ 0,045 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │7 │ │взлет │ 68
│ 0,086 x 10 │ │ │ │ │
│ │ │ 9
│ │ │ │8 │ │посадка │
61 │ 0,029 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │9 │ │взлет │ 69
│ 0,103 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │10 │
│посадка │ 62
│ 0,033 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │11 │
│взлет │ 67
│ 0,073 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │12 │
│пролет │ 66
│ 0,063 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │13 │
│посадка │ 64
│ 0,045 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │14 │
│взлет │ 71
│ 0,14 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │15 │
│пролет │ 64
│ 0,045 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │16 │
│взлет │ 70
│ 0,12 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │17 │
│посадка │ 65
│ 0,054 x 10 │
2,061 │ 48,5 │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │18 │
│взлет │ 70
│ 0,12 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │19 │
│посадка │ 62
│ 0,033 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │20 │
│взлет │ 72
│ 0,17 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │21 │
│пролет │ 69
│ 0,103 x 10 │ │ │ │ │
│ │ │ 9
│ │ │ │22 │
│посадка │ 65
│ 0,054 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │23 │
│взлет │ 71
│ 0,14 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │24 │
│пролет │ 72
│ 0,17 x 10 │ │ │ │ │ │ │ │ 9
│ │ │ │25 │
│посадка │ 62
│ 0,033 x 10 │ │ │ └───┴─────┴───────────┴──────────────┴───────────────┴───────────────────┴──────┘ Так как в исследуемой точке на границе
жилой застройки уровни звука не соответствуют требованиям санитарных норм,
необходимо осуществлять мероприятия по шумозащите
жилой застройки, т.е. в конкретном примере это может быть достигнуто
увеличением разрыва до ВПП за счет ее переноса на новый, более удаленный
участок. Для расчета
L по формуле
необходимо дополнительно
А экв определять
зависимость эффективного времени
воздействия шума (тау ) от
максимального уровня L при каждом
пролете отдельно по n
А секундомеру -
под трассой взлетов и посадок самолета, в остальных случаях по ГОСТ
22283-76 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его
измерения". Приложение 3 ПРОТОКОЛ измерений уровней шума от самолетов и вертолетов малой авиации сельскохозяйственного назначения на территории жилой застройки "__" ____________ 19__ г. ___________________________________ (населенный пункт, поселок совхоза, колхоза, других объектов) 1. Место проведения измерений: Описание и схема расположения точек
измерения шума по отношению к ВПП с указанием направлений пролетов самолетов,
характера эксплуатации ВПП, степени ее благоустройства и озеленения, наличие
склада ядохимикатов и расстояние до жилой застройки и защищаемых объектов. 2. Измерительные приборы (указать тип
прибора, сведения о государственной или ведомственной поверке). 3. Результаты измерений уровней звука Начало наблюдений - час. Конец наблюдений - час. 4. Количество пролетов за время
наблюдения - ┌──────┬──────────────┬─────────────┬─────────────────┬──────────┐ │N изм.│ Воздушная │Тип самолета,│ Максимальный │Примечания│ │ п/п │операция, этап│ вертолета │ уровень звука │ │ │ │ │ │ L в дБА │ │ │ │ │ │ А │ │ ├──────┼──────────────┼─────────────┼─────────────────┼──────────┤ │ │ │ │ │ │ └──────┴──────────────┴─────────────┴─────────────────┴──────────┘ 5. Эквивалентный уровень звука в дБА. 6. Заключение на соответствие результатов
измерений допустимым уровням авиационного шума. Отв. исполнитель _____________________________________________ (Ф.И.О., организация, должность) Приложение 4 ПЕРЕЧЕНЬ ОФИЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫМИ НАДЛЕЖИТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО И ТЕКУЩЕГО САНИТАРНЫХ
НАДЗОРОВ 1. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР N 898 от 29.12.1972 "Об усилении охраны природы и улучшении
использования природных ресурсов". 2. Постановление Совета Министров СССР N
726 от 03.10.1973 "О мерах по снижению шума на промышленных предприятиях,
в городах и других населенных пунктах". 3. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 25.12.1973 N 1020 "О мерах по снижению шума на промышленных
предприятиях, в городах и других населенных пунктах". 4. Постановление ЦК КПСС и Совета
Министров СССР N 773 от 19.08.1982 "О дополнительных мерах по улучшению
охраны здоровья населения". 5. Закон СССР об охране атмосферного
воздуха. М., 1980. 6. ГОСТ 22283-76 "Шум авиационный.
Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его
измерения" (срок действия продлен до 1 января 1988 года Постановлением
Госстандарта от 25.10.1982). 7. СНиП II-12-77, ч. II "Защита от
шума", М., 1978. 8. СТ СЭВ
1357-78 "Шумомеры". 9. ГОСТ 17187-71 "Шумомеры. Общие технические требования". 10. "Санитарные правила по хранению,
транспортировке и применению пестицидов (ядохимикатов) в сельском
хозяйстве" N 1123-73. 11. "Правила по технике безопасности
и производственной санитарии на авиационно-химических работах", МГА, СССР,
РИО, М., 1975. | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |