СССР
система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик.






Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г
| Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 |



 

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач РСФСР

К.И.АКУЛОВ

25 июля 1983 года

 

Согласовано

с Главным управлением

учебных заведений

и научных учреждений

Министерства культуры РСФСР

И.Н.РОМАНОВ

18 мая 1983 года

 

Начальник

Главного управления НИИ

и координации научных

исследований

Б.Т.ВЕЛИЧКОВСКИЙ

18 мая 1983 года

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

 

Для обеспечения гармонического развития молодого организма, укрепления его здоровья, приспособления к воздействию неблагоприятных факторов, повышения работоспособности и успеваемости большое значение имеет полноценное и правильно организованное питание.

В материалах XXVI съезда КПСС "Основные направления развития СССР на 1981 - 1985 гг. и на период до 1990 года" обращается серьезное внимание на питание детей в организованных коллективах. Одним из таких коллективов являются хореографические училища.

Обучение хореографии связано с большими физическими нагрузками и нервно-эмоциональным напряжением. Суточные энергозатраты учащихся хореографического училища на 11 - 43% превышают энергозатраты школьников соответствующих возрастных периодов. Их потребность в энергии составляет 2600 ккал для девочек 11 - 14 лет, 3050 ккал - для мальчиков 11 - 14 лет и девушек 15 - 17 лет и 3600 ккал - для юношей 15 - 17 лет.

Особенности обмена веществ при мышечной деятельности, неразрывно связанной с занятиями хореографией, обусловливают необходимость изменения качественного состава и соотношения основных пищевых веществ по сравнению с питанием школьников.

Так, при физических нагрузках усиливается метаболизм белка, затрудняется окисление жира из-за неизбежно возникающего дефицита в кислороде в организме, в связи с чем наиболее выгодным источником энергии становятся углеводы, которые могут окисляться как в присутствии кислорода, так и без него. Поэтому питание детей и подростков, обучающихся хореографии, давно имеет белково-углеводную направленность рационов с соотношением основных пищевых веществ - белков, жиров, углеводов, как 1:0,8:4.

Исходя из соотношения белков, жиров и углеводов, количество белка должно составлять 15% от суточной калорийности рационов питания, количество жира около 27% и количество углеводов 58%.

Качественный состав белка и жира играет огромную роль. Для обеспечения организма детей и подростков полноценным аминокислотным составом необходимо, чтобы около 60% всех белков составляли белки животного происхождения.

Необходимое количество полиненасыщенных кислот будет обеспечено, если 20% жира составят жиры растительного происхождения.

Рационы питания детей и подростков, включающие различные жиры, могут считаться физиологически полноценными, если содержание линоленовой кислоты составит 3% от калорийности. Количество простых сахаров, учитывая их быстрое всасывание и легкое усвоение, может достигать 25 - 30% от общего количества углеводов.

Повышенная потребность данного контингента учащихся в витаминах и минеральных веществах объясняется активизацией обменных процессов и усилением выведения их из организма при физической нагрузке.

Для обеспечения учащихся полноценным питанием, т.е. снабжения их необходимым количеством качественных белков, жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ, их рационы должны ежедневно содержать в достаточном количестве молочные и мясные продукты, рыбу, яйцо, большой ассортимент овощей и фруктов, а также соков, растительное масло и т.д.

Наиболее выгодными в питании учащихся хореографического училища будут мясные и молочные продукты с пониженным содержанием жира, которые одновременно обогатят рацион полноценным белком и помогут избежать его жировую перегрузку. К ним относятся нежирные сорта мяса (говядина), и особенно субпродукты (печень, сердце, почки), нежирные сорта творога и сыра, таллинский кефир, молоко 2,5% жирности, сметана 14 - 20% жирности.

В таблице приведен примерный суточный набор продуктов для различных групп учащихся хореографического училища в зависимости от их потребностей в энергии и пищевых веществах, который соответствует стоимости питания на 1 ученика 1 руб. 72 коп.

Поскольку младшим учащимся для покрытия потребностей в пище требуется несколько меньше таких продуктов как мяса, рыбы, творога, хлеба и т.д., разница в стоимости рациона питания может быть компенсирована за счет фруктов и ягод, которые должны выдаваться им в большем количестве, чем старшим.

На основании продуктового набора разработаны недельные меню-раскладки. На основании примерного меню могут быть составлены другие его варианты применительно к конкретным условиям и с учетом местных, климатических, национальных и других особенностей питания.

В предлагаемых рационах питания раскладка продуктов соответствует сборникам блюд для предприятий общественного питания, утвержденных Министерством торговли СССР и изданных в 1973 и 1982 гг. Меню составляется одинаковым для всех учащихся и дифференцируется с помощью разного выхода блюд.

Учитывая быстрое разрушение аскорбиновой кислоты при хранении и кулинарной обработке продуктов, большое значение тиамина в обмене углеводов, которые являются основным источником энергии при мышечной деятельности, необходимо вводить дополнительно в виде синтетических препаратов в количестве 65 мг, 10 мг, 100 мг аскорбиновой кислоты и 0,5 мкг, 0,75 мкг, 1,0 мкг тиамина, в соответствии с калорийностью рационов питания 2650 ккал, 3050 ккал, 3600 ккал.

Режим питания играет немаловажное значение при организации рационального питания. Питание учащихся хореографического училища должно быть 5-разовым (завтрак, обед, полдник, ужин, кефир перед сном) с перерывами между приемами пищи 3 - 4 часа.

Занятия по специальности (танцевальные уроки) должны проводиться не ранее, чем через 1,5 часа после приема пищи и заканчиваться за 20 - 30 минут до еды.

Распределение пищи в процентах от суточной калорийности должно быть следующим: завтрак - 25%, обед - 35%, полдник - 10 - 12%, ужин - 25%, кефир перед сном 3 - 5%.

Построенный таким образом режим питания удовлетворяет гигиеническим требованиям для данных возрастных периодов и специфики обучения хореографии. Удлинение перерывов между приемами пищи является не физиологическим для детей и подростков, а увеличение объема пищи особенно в завтрак (более 25%) и обед (более 35%) затрудняет проведение танцевальных уроков.

Снижение калорийности завтрака ниже 25% от калорийности суточного рациона тоже нежелательно, т.к. в период между завтраком и обедом проводятся занятия по хореографии, которые требуют большого расхода энергии. То же касается и снижения калорийности обеда (ниже 35%), т.к. во вторую половину дня у учащихся проводятся занятия по специальности и различные репетиции.

Увеличение более 25% калорийности ужина от суточной энергической ценности рационов приведет к перегрузке желудочно-кишечного тракта в вечерние и ночные часы, что неблагоприятно отразится на состоянии пищеварительной системы и организма в целом. В то же время недостаточное количество пищи в ужин не сможет покрыть затрат энергии, предшествующих ему.

Пятый прием пищи - кефир на ночь способствует восстановлению белковых трат и как кисломолочный продукт регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта.

Большое значение для правильной организации питания учащихся хореографического училища имеет проведение санитарно-просветительной работы по пропаганде основ рационального питания среди учащихся и педагогов.

Санитарно-гигиенические требования к приготовлению, хранению, реализации пищи должны соответствовать "Санитарным правилам для предприятий общественного питания", утвержденных Министерством здравоохранения СССР 31 марта 1976 г. N 1410-75.

Ежедневный контроль за соблюдением санитарно-противоэпидемиологического режима на пищеблоке должен проводиться медицинскими работниками хореографического училища, выборочный - работниками санитарно-эпидемиологической станции.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ПРИМЕРНЫЙ СУТОЧНЫЙ НАБОР ПРОДУКТОВ (В Г),

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПО ВОЗРАСТУ И ПОЛУ

 

┌──────────────────────┬──────────────┬─────────────┬────────────┐

     Наименование     │Кол-во в г для│Для мальчиков│ Для юношей │

      продуктов          девочек    │11 - 14 лет и│15 - 17 лет │

                      │ 11 - 14 лет, │   девушек              

                      калорийн. 2650│ 15 - 17 лет │           

├──────────────────────┼──────────────┼─────────────┼────────────┤

│Молоко                │500           │500          │500        

│Творог н/жирный       │70            │70           │105        

│Сметана 20%           │30            │35           │45         

│Мясо                  │130           │180          │200        

│Рыба                  │75            │100          │100        

│Сыр                   │13            │13           │13         

│Жир животный          │35            │45           │50          

│Масло растительное    │15            │17           │18         

│Яйцо                  │1 шт.         │1 шт.        │1 шт.      

│Сахар и кондитерские  │80            │100          │120        

│изделия                                                     

│Мука                  │30            │30           │40         

│Крупа                 │40            │40           │50         

│Макаронные изделия    │18            │18           │25         

│Картофель             │260           │280          │300        

│Овощи                 │350           │400          │400        

│Горох                 │10            │10           │10         

│Фрукты                │180           │140          │125        

│Соки                  │170           │170          │170        

│Сухофрукты            │20            │20           │20         

│Хлеб пшеничный        │150           │200          │260        

│Хлеб ржаной           │100           │120          │150        

├──────────────────────┼──────────────┼─────────────┼────────────┤

│Белки, в т.ч. животно-│97 (59)       │112 (67)     │132 (79)   

го происхождения                                            

│Жиры, в т.ч. расти-   │79 (18)       │90 (20)      │106 (21)    

│тельного происхождения│                                      

│Углеводы              │388           │448          │528        

└──────────────────────┴──────────────┴─────────────┴────────────┘

 

 




Яндекс цитирования

© ussrdoc.narod.ru, 2011.
Hosted by uCoz