СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
Утверждаю Заместитель Председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды В.Г.СОКОЛОВСКИЙ 6 октября 1983 года Срок введения в действие с 1 января 1984 года МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ Разработаны Институтом комплексных
транспортных проблем при Госплане СССР (ИКТП), Управлением нормирования и
надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета,
Главной геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова
Госкомгидромета. Внесены Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР. Подготовлены к утверждению Управлением
нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета. Утверждены Государственным комитетом СССР
по гидрометеорологии и контролю природной среды 6 октября 1983 года. Заместитель Председателя Государственного
комитета В.Г. Соколовский. Срок введения в действие с 1 января 1984
г. Методическими
указаниями должны руководствоваться министерства и ведомства СССР, советы
министров союзных республик, республиканские и территориальные управления Госкомгидромета при проведении работ по расчетам годового
выброса вредных веществ автомобильным транспортом, необходимого для заполнения
плановых форм N 2 попр., N 2 попр.
пл., осуществления государственного учета этих выбросов и разработки
мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля. Общие положения
Методики расчета выброса вредных веществ автомобильным транспортом В основу Методики расчета выбросов
вредных веществ автомобильным транспортом заложен средний удельный выброс по
автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые). При этом выброс
вредных веществ корректируется в зависимости от технического состояния
автомобилей, их среднего возраста, влияния природно-климатических условий
<*>. -------------------------------- <*> В настоящей Методике
учитываются только коэффициенты влияния уровня технического состояния
автомобилей и среднего возраста парка. Коэффициент влияния
природно-климатических условий принимается равным 1 и
в дальнейшем подлежит уточнению. В результате для автомобилей парка рассматриваемого города (региона) тау масса выброшенного за расчетный период тау вредного j-го вещества (M ) j при наличии в группе автомобилей с различными типами ДВС (бензиновыми, дизельными, газовыми и др.) определяется следующим образом: тау
i k n M = SUM SUM m L П R
, j jik ik jik
где: i - количество групп автомобилей; m - удельный выброс j-го вредного вещества автомобилем i-ой группы с jik двигателем k-го типа на расчетный период (включает в себя пробеговый выброс с учетом картерных выбросов и испарений топлива), г/км; L - пробег автомобилей i-й группы с двигателем k-го типа за расчетный ik период, млн. км; П R - произведение коэффициентов влияния n факторов на выброс j-го jik вредного вещества автомобилями i-ой группы с двигателей k-го типа в рассматриваемом регионе. А. Расчет данных за
отчетный период Расчет ведется на основе статистической
отчетности о наличии и работе автотранспорта (форма N 1-автотранспорт) и
учетной документации по расчетным формам "Выброс автотранспорта",
приведенным в Приложении 1. В дальнейшем в Методических указаниях даются ссылки
на разделы, номера строк, граф, содержащиеся в форме статотчетности
N 1-автотранспорт, из которой берутся соответствующие данные. Заполнение
расчетных форм "Выброс автотранспорта" осуществляется в следующей
последовательности. 1. Графа 3 - пробег автомобилей в группе
по типам ДВС заполняется по данным статотчетности
(форма N 1-автотранспорт). Грузовые и специальные грузовые
бензиновые - раздел IX, данные строки 914 графы 2 плюс раздел VIII, данные
строки 814 графы 6. Грузовые и специальные грузовые дизельные
- раздел IX, данные строки 915 графы 2 плюс раздел VIII (данные строки 812
графы 6 минус данные строки 814 графы 6). Автобусы бензиновые - раздел VIII, данные
строки 814 графы 2. Автобусы дизельные - раздел VIII (данные
строки 812 графы 2 минус данные строки 814 графы 2). Легковые служебные и специальные легковые
- раздел VIII (данные строки 812 графы 3 плюс данные строки 812 графы 4). Легковые автомобили индивидуального
пользования - пробег рассчитывается по формуле: L = 10 км/л х В, ин.л где В - расход
топлива легковых автомобилей индивидуального пользования, тыс. л. Расход топлива легковыми автомобилями
индивидуального пользования берется по данным региональных подразделений Госкомнефтепродукта как реализация бензина рыночного фонда. 2. Графа 4 - удельный выброс вредных веществ (CO, CH, NO ) на 1 км х пробега одним средним автомобилем (г/км). Удельные выбросы окиси углерода,
углеводородов, окислов азота для всех групп автомобилей в зависимости от
расчетного года приняты постоянными и приведены в табл. 1. Таблица 1 УДЕЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ, Г/КМ ┌─────────────────────────┬──────────┬─────────────┬─────────────┐ │ Группа автомобилей │ 1983 │ 1984 │ 1985 - 1986 │ │ │ │ │ <*> │ │ ├──┬───┬───┼────┬────┬───┼────┬────┬───┤ │ │CO│CH │NO │ CO │ CH │NO │ CO │ CH │NO │ │ │ │ │ х│ │ │ х│ │ │ х│ ├─────────────────────────┼──┼───┼───┼────┼────┼───┼────┼────┼───┤ │Грузовые и специальные │70│15 │8 │65,9│14,2│8 │61,9│13,3│8 │ │грузовые с бензиновыми │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ДВС │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Грузовые и специальные │15│6,4│8,5│15 │6,4 │8,5│15 │6,4 │8,5│ │грузовые дизельные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Автобусы с бензиновыми │65│12 │8 │61,2│11,3│8 │57,5│10,7│8 │ │ДВС │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Автобусы дизельные │15│6,4│8,5│15 │6,4 │8,5│15 │6,4 │8,5│ │Легковые служебные и │21│3 │2,9│19,8│2,6 │2,8│18,7│2,25│2,7│ │специальные │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │Легковые индивидуального │20│2,9│2,8│18,9│2,5 │2,7│17,9│2,1 │2,6│ │пользования │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ └─────────────────────────┴──┴───┴───┴────┴────┴───┴────┴────┴───┘ -------------------------------- <*> На последующие годы значения
удельных выбросов будут уточнены по мере введения новых стандартов. В настоящих Методических указаниях не
выделены газобаллонные автомобили, поскольку в форме статистической отчетности
N 1-автотранспорт нет данных по их пробегу. При наличии таких данных значения
удельных выбросов вредных веществ следует брать равными
рекомендуемым значениям для дизельных автомобилей. 3. Графа 5 - коэффициент влияния среднего
возраста парка. Коэффициенты влияния среднего возраста
парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп
автомобилей приняты постоянными и приведены в расчетных формах. 4. Графа 6 - коэффициент влияния уровня
технического состояния. Коэффициенты влияния уровня технического
состояния приняты постоянными и даны в расчетных формах. 5. Годовой выброс вредных веществ по
отдельным группам автомобилей (грузовые и специальные
грузовые бензиновые, дизельные и др.) определяется перемножением построчно
данных граф 3 - 6 расчетных форм выброса автотранспорта. Общий выброс
автотранспорта складывается из выбросов вредных веществ всех
групп автомобилей. Полученные данные (общий выброс) используются для заполнения
форм N 2 попр. (графа 2, код 220). Б. Расчет данных на
текущий год (ожидаемое выполнение) и плановый период 1. Для расчетов ожидаемого выброса в
текущем году и на плановый период используется расчет данных за отчетный
период, изложенный в разделе А, с учетом планируемых
показателей развития автотранспорта. Данные о планируемых показателях развития
автотранспорта берутся из форм 15 ПТС или других соответствующих плановых
документов. Ниже приводится порядок расчета с использованием форм 15 ПТС и 18
ПТС. Расчет годового выброса вредных веществ, ожидаемого в текущем году и на
плановый период, проводится раздельно по группам автомобилей следующим образом: план план план отчет m p M = M ------ ------, отчет отчет m p где: отчет M - годовой выброс вредного вещества за отчетный год, т/год (бензиновые - данные строки 1 графы 7 расчетной формы; дизельные - данные строки 2 графы 7 расчетной формы); план m - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем на плановый (текущий) период, г/км (данные табл. 1); отчет m - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1); план p - планируемый или ожидаемый грузооборот, млн. т/км (бензиновые - строка 8, форма 15 ПТС; дизельные - строка 9, форма 15 ПТС); отчет p - отчетный грузооборот, млн. т/км (бензиновые - строка 8, форма 15 ПТС, дизельные - строка 9, форма 15 ПТС), значение должно совпадать с соответствующими данными формы N 1-автотранспорт. 2. Для автобусов годовой выброс того или
иного вредного вещества на плановый (текущий) период определяется по формуле: план план план m N + N план отчет 1 2 M = M х ------ х ---------------, отчет отчет отчет m N + N 1 2 где: отчет M - годовой выброс вредного вещества за отчетный период, т/год (бензиновые - данные строки 3 графы 7 расчетной формы, дизельные - данные строки 4 графы 7 расчетной формы); план m - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем на плановый (текущий) период, г/км (данные табл. 1); отчет m - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1); план отчет N ; N - среднесписочное количество автобусов общего пользования 1 1 на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс. шт. (данные формы 18 ПТС); отчетные данные должны совпадать с данными формы 1 - автотранспорт; план отчет N ; N - среднесписочное количество автобусов министерств и 2 2 ведомств на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс. шт. (данные формы 15 ПТС); отчетные данные должны совпадать с данными формы N 1-автотранспорт. Если расчет выброса вредных веществ проводится в каком-либо министерстве или ведомстве, то в формулу в качестве третьего множимого подставляется отношение соответствующих парков на плановый и отчетный план N 1 периоды: для транспорта общего пользования только ------, для отчет N 1 план N 2 ведомственного - ------. Для советов министров союзных республик отчет N 2 подставляются данные по среднесписочному количеству автобусов всех подчиненных министерств. 3. Выброс вредных веществ легковыми
служебными и специальными автомобилями по годам принимается в соответствии с
табл. 1 постоянным, равным выбросу за отчетный год. 4. Расчет выброса вредных веществ
легковыми автомобилями индивидуального пользования на плановый период или
ожидаемое количество осуществляется по методу, описанному
выше в разделе А. В расчет закладываются плановые данные и ожидаемое
выполнение по реализации бензина рыночного фонда региональными подразделениями Госкомнефтепродукта. Пример расчета А. Расчет данных за отчетный период Пример расчета сделан по данным, которые
приведены в частично заполненной форме N 1-автотранспорт (см. Приложение 2). Расчет осуществляется по расчетным формам
(см. таблицы 2 - 4) в последовательности, описанной выше. Таблица 2 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окиси углерода за 1983 г. ┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐ │ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │ │п/п│
автомобилей │автомобилей│выброс окиси │ влияния
│ окиси углерода │ │ │ │в группе по│
углерода на ├─────┬───────┤
автомобильным │ │ │ │типам ДВС, │1
км пробега │сред-│уровня │ транспортом,
│ │ │ │млн. км/год│одним средним│него
│техни- │
т/год │ │ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│ │ │ │ │ г/км
│раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │ │ │ │ │ │парка│ния │ │ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │1 │Грузовые
и специ- │472,41 │70 │1,33 │1,69 │74327,0 │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │2 │Грузовые
и специ- │70,59 │15 │1,33 │1,80 │2535,0 │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │ │3 │Автобусы
с │253,0 │65 │1,32 │1,69 │36685,4 │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │4 │Автобусы
дизельные │22,0 │15 │1,27 │1,80 │754,3 │ │5 │Легковые
служебные │315,0 │21 │1,28 │1,63 │13801,5 │ │ │и
специальные │ │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │200,0 │20 │1,28 │1,62 │8294,3 │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │ │7 │Всего выброс окиси │ │ │ │ │136397,5 │ │ │углерода │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘ Таблица 3 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс углеводородов за 1983 г. ┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐ │ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │ │п/п│
автомобилей │автомобилей│
выброс │ влияния
│ углеводородов │ │ │ │в группе по│углеводородов├─────┬───────┤
автомобильным │ │ │ │ типам ДВС,│ на 1 км
│сред-│уровня │ транспортом,
│ │ │ │млн. км/год│пробега одним│него
│техни- │
т/год │ │ │ │ │ средним
│воз- │ческого│(гр.
3 х гр. 4 х│ │ │ │ │автомобилем, │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │ │ │ │ │ г/км │парка│ния │ │ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │1 │Грузовые
и специ- │472,41 │15,0 │1,2 │1,86
│15816,0 │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │2 │Грузовые
и специ- │70,59 │6,4 │1,2 │2,0
│1084,4 │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │ │3 │Автобусы
с │253,0 │12,0 │1,2 │1,86
│6776,4 │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │4 │Автобусы
дизельные │22,0 │6,4 │1,17 │2,0 │329,4 │ │5 │Легковые
служебные │315,0 │3,0 │1,17 │1,83 │2023,3 │ │ │и
специальные │ │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │200,0 │2,9 │1,17 │1,78 │1207,9 │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │ │7 │Всего выброс │ │ │ │ │ │ │ │углеводородов │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘ Таблица 4 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окислов азота за 1983 г. ┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐ │ N │
Группа │ Пробег
│Удельный вы- │ Коэффициент │
Годовой выброс │ │п/п│
автомобилей │автомобилей│брос окислов │ влияния
│ окислов азота │ │ │ │в группе по│азота
на 1 км├─────┬───────┤
автомобильным │ │ │ │типам ДВС, │пробега
одним│сред-│уровня │
транспортом, │ │ │ │млн. км/год│средним
│него │техни- │
т/год │ │ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│ │ │ │ │г/км │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │ │ │ │ │ │парка│ния │ │ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3
│ 4
│ 5 │
6 │ 7
│ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │1 │Грузовые
и специ- │472,41 │8,0 │1,0 │0,8
│3023,4 │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │2 │Грузовые
и специ- │70,59 │8,5 │1,0 │1,0
│600,1 │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │ │3 │Автобусы
с │253,0 │8,0 │1,0 │0,8
│1619,2 │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │4 │Автобусы
дизельные │22,0 │8,5 │1,0 │1,0
│187,0 │ │5 │Легковые
служебные │315,0 │2,9 │1,0 │0,85
│776,5 │ │ │и
специальные │ │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │200 │2,8 │1,0 │0,9
│504,0 │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │ │7 │Всего выброс │ │ │ │ │6710,2 │ │ │окислов
азота │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘ 1. Заполняется графа 3 - пробег
автомобилей в группе по типам ДВС (см. таблицы 2 - 4). Пробег грузовых и специальных грузовых
бензиновых складывается из пробега грузовых бензиновых, который равен 428910
тыс. км (см. раздел IX, данные строки 914 графы 2), и из пробега специальных
грузовых бензиновых, который равен 43500 тыс. км (см. раздел VIII, данные
строки 814 графы 6), и составляет 472410 тыс. км. Данную сумму (472410 тыс. км)
заносим в графу 3 строку 1 расчетной формы в млн. км. Пробег грузовых и
специальных грузовых дизельных складывается из пробега грузовых дизельных, который
равен 64090 тыс. км (см. раздел IX, данные строки 915 графы 2), и из пробега
специальных дизельных, который определяется как разность общего пробега
специальных грузовых автомобилей - 50000000 км (см. раздел VIII, данные строки
812 графы 6) и пробега специальных грузовых с бензиновыми ДВС - 43500000 км
(см. раздел VIII, данные строки 814
графы 6), и составляет 6500000 км. Суммарный пробег грузовых и специальных
грузовых дизельных автомобилей в млн. км (64,09 + 6,5 = 70,59) заносим в графу
3 строку 2. Пробег бензиновых автобусов составляет
253 млн. км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 2). Пробег дизельных автобусов берется как
разница общего пробега автобусов - 275000000 км (см. раздел VIII, данные строки
812 графы 2) и пробега бензиновых автобусов - 253000000 км (см. раздел VIII,
данные строки 814 графы 2). Разница составляет 22000000 км. Данное значение
заносим в расчетные формы в графу 3 строку 4 в млн. км. Пробег легковых служебных и специальных
автомобилей складывается из пробега легковых служебных - 300050000 км (см.
раздел VIII, данные строки 812 графы 3) и из пробега специальных легковых
автомобилей - 14950000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 4) и
составляет 315000000 км. Данное значение заносится в расчетные формы в графу 3 строку
5 в млн. км. Пробег парка легковых автомобилей
индивидуального пользования рассчитывается по формуле: L = 10 х 20000 = 200000 (тыс. км), ин.л где 20000 - расход топлива парком легковых автомобилей индивидуального пользования в данном примере, тыс. л. 2. Удельные выбросы вредных веществ (CO, CH, NO ) на 1 км пробега для х всех групп автомобилей берутся в таблице 1. Например, в нашем случае удельные выбросы окиси углерода, углеводородов и окислов азота в 1983 г. для грузовых и специальных грузовых бензиновых составят соответственно 70, 15 и 8 г/км. Эти данные заносятся в графу 4 строку 1 расчетных форм. Аналогично определяются удельные выбросы вредных веществ и для всех остальных групп автомобилей. 3 и 4. Коэффициенты влияния среднего
возраста парка и уровня технического состояния (графы 5 и 6 расчетных форм) на
выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп автомобилей
приведены в расчетных формах. Например, для грузовых и специальных грузовых
автомобилей коэффициенты влияния среднего возраста парка на выброс окиси
углерода, углеводородов и окислов азота соответственно будут равны 1,33; 1,2 и
1,0. 5. Далее определяется годовой выброс
вредных веществ по отдельным видам автомобилей. Например, для грузовых и
специальных грузовых бензиновых автомобилей годовые выбросы окиси углерода,
углеводородов и окислов азота соответственно определяются следующим образом: M = 472,41 х 70 х 1,33 х 1,69 = 74327,0 т, CO M = 472,41 х 15 х 1,2 х 1,86 = 15816,0 т, CH M = 472,41 х 8 х 1,0 х 0,8 = 3023,4 т. NO х Полученные данные заносим в графу 7
расчетных форм выбросов автотранспорта. Общий выброс того или иного вредного
вещества всем автотранспортом определяем как сумму выбросов всеми группами
автомобилей. Например, годовой выброс окиси углерода автотранспортом составит: 74327,0 + 2535,0 + 36685,4 + 754,3 +
13801,5 + 8294,3 = 136397,5 т. Аналогично определяются выбросы
углеводородов, окислов азота всем автотранспортом. Если бы рассмотренный пример расчета
относился к расчету какого-либо министерства или ведомства для заполнения формы
N 2 попр., то полученные данные по выбросу вредных веществ
автомобильным транспортом составили бы: 136397,6 + 27237,4 + 6710,2 = 170345,1 т, что и заносится в форму N 2 попр. в тыс. т с округлением до третьего знака (см.
частично заполненную форму N 2 попр., графа 3, код
220 - Приложение 3). Аналогично данные по легковым автомобилям
индивидуального пользования непосредственно берутся из расчетных форм: 8294,3 + 1207,9 + 504,0 = 10006,2 т и заносятся в формы N 2 попр. в тыс. т (см. частично заполненную форму N 2 попр., графа 2, код 230). Б. Расчет данных на текущий год
(ожидаемое выполнение) и плановый период Расчет данных на текущий год и плановый
период производится раздельно по группам автомобилей в последовательности,
описанной выше в разделе Б. 1. Допустим, грузооборот бензиновых
грузовых автомобилей в отчетном 1983 г. составил 2645,496 млн. т/км;
планировалось, что грузооборот на 1984 и 1985 гг. составит соответственно
2698,405 и 2764,543 млн. т/км; ожидаемое выполнение плана грузооборота на 1984
год - 2680,5 млн. т/км. Рассмотрим расчет годового выброса окиси
углерода на плановый 1985 год на примере бензиновых грузовых и специальных
грузовых автомобилей: 61,9 2764,543 M = 74327,0 х ---- х -------- = 74327,0 х 0,884 х 1,045 = 68861,8 (т/год), CO 70 2645,496 где: 74327,0 - годовой выброс окиси углерода грузовыми и специальными грузовыми бензиновыми автомобилями за отчетный период 1983 г., т (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 1 графа 7); 61,9 ---- - отношение удельных выбросов окиси углерода на 1 км пробега одним 70 средним автомобилем на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г. (см. данные таблицы 1); 2764,543 -------- - отношение планируемого грузооборота на 1985 г. к 2645,496 грузообороту, выполненному в 1983 г. (данные строки 8 формы 15 ПТС). Аналогично рассчитываются выбросы
углеводородов и окислов азота на плановый период. Также проводится
расчет на текущий 1984 г. (ожидаемое количество). В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого на 1984
г. грузооборота подставляется ожидаемое выполнение плана по грузообороту: 65,9 2680,5 M = 74327,0 х ---- х -------- = 70641,12 т. CO 70 2645,496 Аналогично рассчитываются выбросы вредных
веществ дизельными грузовыми автомобилями на плановый и текущий периоды. 2. Годовой выброс окиси углерода
бензиновыми автобусами в данном примере на 1985 г. рассчитывается следующим
образом: план 57,5 1,75 + 1,03 M = 36685,4 х ---- х ----------- = 36685,4 х 0,885 х 1,039 = 33408,1 т, CO 65 1,72 + 0,98 где: 36685,4 - годовой выброс окиси углерода бензиновыми автобусами за отчетный 1983 г. , т/год (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., данные строки 3 графы 7); 57,5 ---- - отношение удельных выбросов окиси углерода на 1 км пробега одним 65 средним автобусом на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г. (см. данные таблицы 1); 1,75; 1,72 - среднесписочное количество автобусов министерств и ведомств на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г., тыс. шт. (см. данные формы 15 ПТС). Также проводится расчет на текущий 1984
г. В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого парка
бензиновых автобусов (1,75 + 1,03 = 2,78 тыс. шт.) подставляется ожидаемое
среднесписочное количество бензиновых автобусов в текущем 1984 г. (1,73 + 1,01
= 2,74 тыс. шт.): 61,2 1,73 + 1,01 M = 36685,4 х ---- х ----------- = 36685,4 х 0,942 х 1,015 = 35076,0 т. CO 65 1,72 + 0,98 Аналогично проводятся расчеты выбросов
углеводородов и окислов азота для бензиновых автобусов и всех вредных веществ для дизельных автобусов. Выбросы вредных
веществ служебными и специальными легковыми автомобилями на плановый 1985 г.
принимаются равными выбросам за отчетный 1983 г. Например, выброс окиси
углерода легковыми автомобилями в 1985 г. составит 13801,5 т (см. расчетную
форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 5 графа 7). Для легковых
автомобилей индивидуального пользования расчет выброса вредных веществ на
плановый и текущий периоды осуществляется по методу, описанному в разделе А. Допустим, что в 1985 г. планируется
реализовать 22000 тыс. л бензина рыночного фонда, тогда пробег составит: L = 10 х 22000 = 220000 тыс. км. ин.л Выброс окиси углерода легковыми
автомобилями индивидуального пользования на 1985 г. рассчитывается следующим
образом: M = 220 х 17,9 х 1,28 х 1,62 = 8165,83 т. CO Для заполнения плановых форм N 2 попр. необходимо просуммировать выброс всех вредных веществ
за расчетный (плановый) год. В нашем примере годовой выброс вредных веществ представлен в табл. 5. Таблица 5 ГОДОВОЙ ВЫБРОС ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НА
ПЛАНОВЫЙ 1985 Г. (Т) ┌───┬───────────────────┬────────┬─────────┬─────────┬───────────┐ │ N │Группа автомобилей │ Окись │Углеводо-│ Окислы │ Всего │ │п/п│ │углерода│роды │ азота │ по группе │ │ │ │ (CO) │(CH) │ (NO ) │автомобилей│ │ │ │ │ │ х │ │ ├───┼───────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼───────────┤ │1 │Грузовые и специ- │68811,8 │14643,5 │3159,45 │86664,81 │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │бензиновыми ДВС │ │ │ │ │ │2 │Грузовые и специ- │2712,45 │1158,5 │642,1 │4513,05 │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │3 │Автобусы с │33408,71│6302,05 │1666,15 │41376,30 │ │ │бензиновыми ДВС │ │ │ │ │ │4 │Автобусы дизельные │776,17 │338,18 │192,42 │1306,77 │ │5 │Легковые служебные │13801,5 │2023,3 │776,5 │16601,3 │ │ │и специальные │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │8165,83 │962,16 │514,8 │9642,79 │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │7 │Всего по │127725,8│25427,75 │6951,42 │160105,02 │ │ │автотранспорту │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴────────┴─────────┴─────────┴───────────┘ Расчетный суммарный выброс - 160105,02 т
заносится в форму N 2 попр. (графа 6, код 220) в тыс.
т. Из общего выброса вредных веществ в форме N 2 попр.
выделяется выброс автомобилями индивидуальных владельцев - 9642,79 т, который
подставляется в графу 6, код 230 в тыс. т (Приложение 3). Приложение 1 Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окиси углерода за 19__ год ┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐ │ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │ │п/п│
автомобилей │автомобилей│выброс окиси │ влияния
│ окиси углерода │ │ │ │в группе по│
углерода на ├─────┬───────┤
автомобильным │ │ │ │типам ДВС, │1
км пробега │сред-│уровня │ транспортом,
│ │ │ │млн. км/год│одним
средним│него │техни- │ т/год
│ │ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│ │ │ │ │ г/км
│раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │ │ │ │ │ │парка│ния │ │ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │1 │Грузовые
и специ- │ │ │1,33 │1,69 │ │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │2 │Грузовые
и специ- │ │ │1,33 │1,80 │ │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │ │3 │Автобусы
с │ │ │1,32 │1,69 │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │4 │Автобусы
дизельные │ │ │1,27 │1,80 │ │ │5 │Легковые
служебные │ │ │1,28 │1,63 │ │ │ │и
специальные │ │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │ │ │1,28 │1,62 │ │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │ │7 │Всего выброс окиси │ │ │ │ │ │ │ │углерода
от │ │ │ │ │ │ │ │автотранспорта │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘ Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс углеводородов за 19__ год ┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐ │ N │
Группа │ Пробег
│ Удельный │ Коэффициент │ Годовой выброс │ │п/п│
автомобилей │автомобилей│
выброс │ влияния
│ углеводородов │ │ │ │в группе по│углеводородов├─────┬───────┤
автомобильным │ │ │ │ типам ДВС,│ на 1 км
│сред-│уровня │ транспортом,
│ │ │ │млн. км/год│пробега одним│него
│техни- │
т/год │ │ │ │ │ средним
│воз- │ческого│(гр.
3 х гр. 4 х│ │ │ │ │автомобилем, │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │ │ │ │ │ г/км │парка│ния │ │ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │1 │Грузовые
и специ- │ │ │1,2 │1,86
│ │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │2 │Грузовые
и специ- │ │ │1,2 │2,0
│ │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │ │3 │Автобусы
с │ │ │1,2 │1,85
│ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │4 │Автобусы
дизельные │ │ │1,17 │2,0 │ │ │5 │Легковые
служебные │ │ │1,17 │1,83 │ │ │ │и
специальные │ │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │ │ │1,17 │1,78 │ │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │ │7 │Всего выброс │ │ │ │ │ │ │ │углеводородов
от │ │ │ │ │ │ │ │автотранспорта │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘ Расчетная форма Выброс автотранспорта Выброс окислов азота за 19__ год ┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐ │ N │
Группа │ Пробег
│Удельный вы- │ Коэффициент │
Годовой выброс │ │п/п│
автомобилей │автомобилей│брос окислов │ влияния
│ окислов азота │ │ │ │в группе по│азота
на 1 км├─────┬───────┤
автомобильным │ │ │ │типам ДВС, │пробега
одним│сред-│уровня │
транспортом, │ │ │ │млн. км/год│средним
│него │техни- │
т/год │ │ │ │ │автомобилем, │воз- │ческого│(гр. 3 х
гр. 4 х│ │ │ │ │г/км │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │ │ │ │ │ │парка│ния │ │ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6 │ 7
│ ├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤ │1 │Грузовые
и специ- │ │ │1,0 │0,8
│ │ │ │альные грузовые с │ │ │ │ │ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │2 │Грузовые
и специ- │ │ │1,0 │1,0
│ │ │ │альные грузовые │ │ │ │ │ │ │ │дизельные │ │ │ │ │ │ │3 │Автобусы
с │ │ │1,0 │0,8
│ │ │ │бензиновыми
ДВС │ │ │ │ │ │ │4 │Автобусы
дизельные │ │ │1,0 │1,0
│ │ │5 │Легковые
служебные │ │ │1,0 │0,85
│ │ │ │и
специальные │ │ │ │ │ │ │6 │Легковые индивиду- │ │ │1,0 │0,9
│ │ │ │ального пользования│ │ │ │ │ │ │7 │Всего выброс │ │ │ │ │ │ │ │окислов
азота от │ │ │ │ │ │ │ │автотранспорта │ │ │ │ │ │ └───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘ Приложение 2 Вкладной лист к форме N 1-автотранспорт Раздел VIII. Работа и использование автобусов,
легковых и специальных автомобилей за 1983 г. ┌────────────┬───────┬─────┬─────────┬──────────┬────────────────────┬───────────┬─────────┐ │
│Единица│N │Автобусы │ Легковые │Специальные
легковые│Специальные│Контроль-│ │
│измере-│стро-│ │служебные │ автомобили │автомобили
│ная сумма│ │
│ния
│ки
│ │автомобили├─────┬──────────────┤(без
специ-│(гр.
1 + │ │
│ │ │ │ │Всего│В том числе со│альных │гр. 6) │ │
│ │ │ │ │ │ стационарным │легковых) │ │ │
│ │
│ │ │ │
несъемным │ │ │ │
│ │ │ │ │ │оборудованием │ │ │ ├────────────┼───────┼─────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────────┼───────────┼─────────┤ │
А │ Б │ 1 │ 2 │ 3
│ 4 │
5 │ 6
│ 7 │ ├────────────┼───────┼─────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────────┼───────────┼─────────┤ │Общий пробег│км │812 │275000000│300050000 │ │ │50000000 │ │ │автомобилей │ │ │ │ │ │ │ │ │ │(автобусов) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │в том числе │-"- │814
│253000000│Х │ │ │43500000 │ │ │бензиновых
│ │ │ │ │ │ │ │ │ └────────────┴───────┴─────┴─────────┴──────────┴─────┴──────────────┴───────────┴─────────┘ Раздел IX. Работа и использование грузовых
автомобилей и автоприцепов за 1983 г. ┌────────────────┬───────┬─────┬────────────────────┬───────────────────┬─────────┬─────────┐ │
│Единица│N │Все грузовые автомо-│ Из общего итога │Автопри- │Контроль-│ │
│измере-│стро-│били (включая пикапы│гр. 2 - автомобили │цепы │ная сумма│ │ │ния │ки │и фургоны на шасси ├─────────┬─────────┤бортовые,│(гр.
1 + │ │
│ │ │легковых автомоби- │Работаю- │Привле- │само- │гр. 5) │ │
│ │ │лей), работающие
по │щие по
│ченные на│свальные,│ │ │
│ │ │сдельному и повре- │сдельному│уборку │фургоны │ │ │
│ │ │менному
тарифу │тарифу │урожая │ │ │ ├────────────────┼───────┼─────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │
А │ Б │ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ ├────────────────┼───────┼─────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤ │Общий пробег
│ │ │ │ │ │ │ │ │автомобилей -
│ │ │ │ │ │ │ │ │всего
│тыс. км│912 │493000 │ │ │Х │ │ │в том числе
│-"- │913 │ │ │ │Х │ │ │бортовых
│ │ │ │ │ │ │ │ │Из общего пробе-│ │ │ │ │ │ │ │ │га (стр. 912) - │ │ │ │ │ │ │ │ │пробег:
│ │ │ │ │ │ │ │ │бензиновых
│тыс. км│914 │428910 │ │ │Х │ │ │легковых
│ │ │ │ │ │ │ │ └────────────────┴───────┴─────┴────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘ Приложение 3 Лист 3 формы N 2 попр. ┌────────────────────────┬───────┬───┬───────┬──────────────────┬───────────────────┬──────┐ │ │Единица│Код│1983
г.│ 1984 г. │ 1985 г. │Запол-│ │ │измере-│ │
│ (текущий год) │ (планируемый год) │няется│ │ │ния │ │
├───────┬──────────┼───────────┬───────┤ВЦ │ │ │ │
│ │ План │Ожидаемое │По пятилет-│Проект
│ │ │ │ │
│ │ │выполнение│нему
плану │ плана │ │ │ │ │
│ │ │ │и расчетам │ │ │ │ │ │
│ │ │ │к нему │ │ │ ├────────────────────────┼───────┼───┼───────┼───────┼──────────┼───────────┼───────┼──────┤ │Снижение (-), увеличение│тыс. т/│195│ │ │
│ │ │ │ │(+) общего количества │год
│ │ │ │ │ │ │ │ │вредных веществ, выбра-
│ │ │
│ │ │ │ │ │ │сываемых в
атмосферный │ │
│ │ │ │ │ │ │ │воздух (по отношению к │
│ │ │ │ │ │ │ │ │предыдущему году) │ │
│ │ │ │ │ │ │ │в том числе газообразные│-"- │210│ │ │ │ │ │ │ │и жидкие │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ II.
Передвижные │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ транспортные источники │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │Общее количество вредных│-"- │215│ │ │ │ │ │ │ │веществ, выбрасываемых в│ │
│ │ │ │ │ │ │ │атмосферный воздух │ │ │
│ │ │ │ │ │ │в том числе выбросы │-"- │220│170,345│165,419│164,235 │ │160,105│ │ │автомобилями │ │
│ │ │ │ │ │ │ │из них автомобилями │-"- │230│10,006 │9,880 │9973,0 │ │9,643 │
│ │индивидуальных │ │
│ │ │ │ │ │ │ │владельцев <*> │ │
│ │ │ │ │ │ │ └────────────────────────┴───────┴───┴───────┴───────┴──────────┴───────────┴───────┴──────┘ -------------------------------- <*> Заполняется советами министров
союзных республик. | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |