СССР
система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик.






Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г
| Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 |



 

Утверждаю

Заместитель Председателя

Государственного комитета СССР

по гидрометеорологии

и контролю природной среды

В.Г.СОКОЛОВСКИЙ

6 октября 1983 года

 

Срок введения в действие

с 1 января 1984 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

 

Разработаны Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (ИКТП), Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета, Главной геофизической обсерваторией имени А.И. Воейкова Госкомгидромета.

Внесены Институтом комплексных транспортных проблем при Госплане СССР.

Подготовлены к утверждению Управлением нормирования и надзора за выбросами в природную среду Госкомгидромета.

Утверждены Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 6 октября 1983 года.

Заместитель Председателя Государственного комитета В.Г. Соколовский.

Срок введения в действие с 1 января 1984 г.

Методическими указаниями должны руководствоваться министерства и ведомства СССР, советы министров союзных республик, республиканские и территориальные управления Госкомгидромета при проведении работ по расчетам годового выброса вредных веществ автомобильным транспортом, необходимого для заполнения плановых форм N 2 попр., N 2 попр. пл., осуществления государственного учета этих выбросов и разработки мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля.

 

Общие положения Методики расчета выброса

вредных веществ автомобильным транспортом

 

В основу Методики расчета выбросов вредных веществ автомобильным транспортом заложен средний удельный выброс по автомобилям отдельных групп (грузовые, автобусы, легковые). При этом выброс вредных веществ корректируется в зависимости от технического состояния автомобилей, их среднего возраста, влияния природно-климатических условий <*>.

--------------------------------

<*> В настоящей Методике учитываются только коэффициенты влияния уровня технического состояния автомобилей и среднего возраста парка. Коэффициент влияния природно-климатических условий принимается равным 1 и в дальнейшем подлежит уточнению.

 

    В  результате  для  автомобилей парка рассматриваемого города (региона)

                                                                       тау

масса  выброшенного за расчетный  период тау вредного  j-го вещества (M   )

                                                                       j

при наличии в группе автомобилей  с  различными  типами  ДВС  (бензиновыми,

дизельными, газовыми и др.) определяется следующим образом:

 

                       тау    i   k           n

                      M    = SUM SUM m    L   П R   ,

                       j              jik  ik    jik

 

    где:

    i - количество групп автомобилей;

    m    - удельный выброс j-го вредного вещества автомобилем i-ой группы с

     jik

двигателем k-го типа на расчетный период (включает в себя пробеговый выброс

с учетом картерных выбросов и испарений топлива), г/км;

    L   - пробег автомобилей i-й группы с двигателем k-го типа за расчетный

     ik

период, млн. км;

    П R     -  произведение коэффициентов влияния n факторов на выброс j-го

       jik

вредного  вещества  автомобилями  i-ой  группы  с  двигателей  k-го  типа в

рассматриваемом регионе.

 

А. Расчет данных за отчетный период

 

Расчет ведется на основе статистической отчетности о наличии и работе автотранспорта (форма N 1-автотранспорт) и учетной документации по расчетным формам "Выброс автотранспорта", приведенным в Приложении 1. В дальнейшем в Методических указаниях даются ссылки на разделы, номера строк, граф, содержащиеся в форме статотчетности N 1-автотранспорт, из которой берутся соответствующие данные. Заполнение расчетных форм "Выброс автотранспорта" осуществляется в следующей последовательности.

1. Графа 3 - пробег автомобилей в группе по типам ДВС заполняется по данным статотчетности (форма N 1-автотранспорт).

Грузовые и специальные грузовые бензиновые - раздел IX, данные строки 914 графы 2 плюс раздел VIII, данные строки 814 графы 6.

Грузовые и специальные грузовые дизельные - раздел IX, данные строки 915 графы 2 плюс раздел VIII (данные строки 812 графы 6 минус данные строки 814 графы 6).

Автобусы бензиновые - раздел VIII, данные строки 814 графы 2.

Автобусы дизельные - раздел VIII (данные строки 812 графы 2 минус данные строки 814 графы 2).

Легковые служебные и специальные легковые - раздел VIII (данные строки 812 графы 3 плюс данные строки 812 графы 4).

Легковые автомобили индивидуального пользования - пробег рассчитывается по формуле:

 

                           L     = 10 км/л х В,

                            ин

 

где В - расход топлива легковых автомобилей индивидуального пользования, тыс. л.

Расход топлива легковыми автомобилями индивидуального пользования берется по данным региональных подразделений Госкомнефтепродукта как реализация бензина рыночного фонда.

    2. Графа  4  -  удельный  выброс  вредных веществ (CO, CH, NO ) на 1 км

                                                                 х

пробега одним средним автомобилем (г/км).

Удельные выбросы окиси углерода, углеводородов, окислов азота для всех групп автомобилей в зависимости от расчетного года приняты постоянными и приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

 

УДЕЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ, Г/КМ

 

┌─────────────────────────┬──────────┬─────────────┬─────────────┐

   Группа автомобилей       1983       1984     │ 1985 - 1986 │

                                                     <*>    

                         ├──┬───┬───┼────┬────┬───┼────┬────┬───┤

                         │CO│CH │NO │ CO │ CH │NO │ CO │ CH │NO │

                                х│          х          х│

├─────────────────────────┼──┼───┼───┼────┼────┼───┼────┼────┼───┤

│Грузовые и специальные   │70│15 │8  │65,9│14,2│8  │61,9│13,3│8 

│грузовые с бензиновыми                                

│ДВС                                                   

│Грузовые и специальные   │15│6,4│8,5│15  │6,4 │8,5│15  │6,4 │8,5│

│грузовые дизельные                                    

│Автобусы с бензиновыми   │65│12 │8  │61,2│11,3│8  │57,5│10,7│8 

│ДВС                                                   

│Автобусы дизельные       │15│6,4│8,5│15  │6,4 │8,5│15  │6,4 │8,5│

│Легковые служебные и     │21│3  │2,9│19,8│2,6 │2,8│18,7│2,25│2,7│

│специальные                                           

│Легковые индивидуального │20│2,9│2,8│18,9│2,5 │2,7│17,9│2,1 │2,6│

│пользования                                           

└─────────────────────────┴──┴───┴───┴────┴────┴───┴────┴────┴───┘

 

--------------------------------

<*> На последующие годы значения удельных выбросов будут уточнены по мере введения новых стандартов.

 

В настоящих Методических указаниях не выделены газобаллонные автомобили, поскольку в форме статистической отчетности N 1-автотранспорт нет данных по их пробегу. При наличии таких данных значения удельных выбросов вредных веществ следует брать равными рекомендуемым значениям для дизельных автомобилей.

3. Графа 5 - коэффициент влияния среднего возраста парка.

Коэффициенты влияния среднего возраста парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп автомобилей приняты постоянными и приведены в расчетных формах.

4. Графа 6 - коэффициент влияния уровня технического состояния.

Коэффициенты влияния уровня технического состояния приняты постоянными и даны в расчетных формах.

5. Годовой выброс вредных веществ по отдельным группам автомобилей (грузовые и специальные грузовые бензиновые, дизельные и др.) определяется перемножением построчно данных граф 3 - 6 расчетных форм выброса автотранспорта. Общий выброс автотранспорта складывается из выбросов вредных веществ всех групп автомобилей. Полученные данные (общий выброс) используются для заполнения форм N 2 попр. (графа 2, код 220).

 

Б. Расчет данных на текущий год (ожидаемое выполнение)

и плановый период

 

1. Для расчетов ожидаемого выброса в текущем году и на плановый период используется расчет данных за отчетный период, изложенный в разделе А, с учетом планируемых показателей развития автотранспорта. Данные о планируемых показателях развития автотранспорта берутся из форм 15 ПТС или других соответствующих плановых документов. Ниже приводится порядок расчета с использованием форм 15 ПТС и 18 ПТС. Расчет годового выброса вредных веществ, ожидаемого в текущем году и на плановый период, проводится раздельно по группам автомобилей следующим образом:

 

                                       план   план

                        план    отчет m      p

                       M     = M      ------ ------,

                                       отчет  отчет

                                      m      p

 

    где:

     отчет

    M       -  годовой  выброс  вредного  вещества  за  отчетный год, т/год

(бензиновые  -  данные строки 1 графы 7 расчетной формы; дизельные - данные

строки 2 графы 7 расчетной формы);

     план

    m     - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним

автомобилем на плановый (текущий) период, г/км (данные табл. 1);

     отчет

    m       -  удельный  выброс  вредного  вещества  на  1 км пробега одним

средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1);

     план

    p      - планируемый или ожидаемый грузооборот, млн. т/км (бензиновые -

строка 8, форма 15 ПТС; дизельные - строка 9, форма 15 ПТС);

     отчет

    p       - отчетный грузооборот, млн. т/км (бензиновые - строка 8, форма

15  ПТС,  дизельные  - строка 9, форма 15 ПТС), значение должно совпадать с

соответствующими данными формы N 1-автотранспорт.

2. Для автобусов годовой выброс того или иного вредного вещества на плановый (текущий) период определяется по формуле:

 

                                  план     план    план

                                 m        N     + N

                 план    отчет             1       2

                M     = M      х ------ х ---------------,

                                  отчет    отчет    отчет

                                 m        N      + N

                                           1        2

 

    где:

     отчет

    M       -  годовой  выброс  вредного вещества за отчетный период, т/год

(бензиновые  -  данные строки 3 графы 7 расчетной формы, дизельные - данные

строки 4 графы 7 расчетной формы);

     план

    m     - удельный выброс вредного вещества на 1 км пробега одним средним

автомобилем на плановый (текущий) период, г/км (данные табл. 1);

     отчет

    m       -  удельный  выброс  вредного  вещества  на  1 км пробега одним

средним автомобилем за отчетный год, г/км (данные табл. 1);

     план   отчет

    N    ; N      - среднесписочное количество автобусов общего пользования

     1      1

на плановый (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс. шт. (данные

формы   18   ПТС);   отчетные  данные  должны  совпадать  с  данными  формы

1 - автотранспорт;

     план   отчет

    N    ; N       -  среднесписочное  количество  автобусов  министерств и

     2      2

ведомств  на  плановый  (или ожидаемое количество) и отчетный периоды, тыс.

шт. (данные формы 15 ПТС); отчетные данные должны совпадать с данными формы

N 1-автотранспорт.

    Если   расчет   выброса   вредных   веществ   проводится  в  каком-либо

министерстве  или  ведомстве,  то  в  формулу в качестве третьего множимого

подставляется  отношение  соответствующих  парков  на  плановый  и отчетный

                                                               план

                                                              N

                                                               1

периоды:   для   транспорта   общего   пользования   только   ------,   для

                                                               отчет

                                                              N

                                                               1

                      план

                     N

                      2

ведомственного   -   ------.   Для   советов  министров  союзных  республик

                      отчет

                     N

                      2

подставляются   данные   по   среднесписочному  количеству  автобусов  всех

подчиненных министерств.

3. Выброс вредных веществ легковыми служебными и специальными автомобилями по годам принимается в соответствии с табл. 1 постоянным, равным выбросу за отчетный год.

4. Расчет выброса вредных веществ легковыми автомобилями индивидуального пользования на плановый период или ожидаемое количество осуществляется по методу, описанному выше в разделе А. В расчет закладываются плановые данные и ожидаемое выполнение по реализации бензина рыночного фонда региональными подразделениями Госкомнефтепродукта.

Пример расчета

А. Расчет данных за отчетный период

Пример расчета сделан по данным, которые приведены в частично заполненной форме N 1-автотранспорт (см. Приложение 2).

Расчет осуществляется по расчетным формам (см. таблицы 2 - 4) в последовательности, описанной выше.

 

Таблица 2

 

Расчетная форма

Выброс автотранспорта

 

Выброс окиси углерода за 1983 г.

 

┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐

│ N │      Группа         Пробег     Удельный   │ Коэффициент │ Годовой выброс │

│п/п│    автомобилей    автомобилей│выброс окиси │   влияния   │ окиси углерода │

                      │в группе по│ углерода на ├─────┬───────┤ автомобильным 

                      │типам ДВС, │1 км пробега │сред-│уровня │  транспортом, 

                      │млн. км/год│одним средним│неготехни-     т/год     

                                 │автомобилем, │воз-ческого│(гр. 3 х гр. 4 х│

                                     г/км     раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │

                                              парка│ния                   

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│ 1 │         2              3           4        5     6          7       

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│1  │Грузовые и специ-  │472,41     │70           │1,33 │1,69   │74327,0        

   альные грузовые с                                                     

   │бензиновыми ДВС                                                       

│2  │Грузовые и специ-  │70,59      │15           │1,33 │1,80   │2535,0         

   альные грузовые                                                       

   │дизельные                                                             

│3  │Автобусы с         │253,0      │65           │1,32 │1,69   │36685,4        

   │бензиновыми ДВС                                                      

│4  │Автобусы дизельные │22,0       │15           │1,27 │1,80   │754,3          

│5  │Легковые служебные │315,0      │21           │1,28 │1,63   │13801,5        

   │и специальные                                                         

│6  Легковые индивиду- │200,0      │20           │1,28 │1,62   │8294,3         

   ального пользования│                                                   

│7  │Всего выброс окиси │                                    │136397,5       

   │углерода                                                              

└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘

 

Таблица 3

 

Расчетная форма

Выброс автотранспорта

 

Выброс углеводородов за 1983 г.

 

┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐

│ N │      Группа         Пробег     Удельный   │ Коэффициент │ Годовой выброс │

│п/п│    автомобилей    автомобилей   выброс       влияния   │ углеводородов 

                      │в группе по│углеводородов├─────┬───────┤ автомобильным 

                      │ типам ДВС,│   на 1 км   │сред-│уровня │  транспортом, 

                      │млн. км/год│пробега одним│неготехни-     т/год     

                                    средним   │воз-ческого│(гр. 3 х гр. 4 х│

                                 │автомобилем, │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │

                                     г/км     парка│ния                   

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│ 1 │         2              3           4        5     6          7       

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│1  │Грузовые и специ-  │472,41     │15,0         │1,2  │1,86   │15816,0        

   альные грузовые с                                                     

   │бензиновыми ДВС                                                        

│2  │Грузовые и специ-  │70,59      │6,4          │1,2  │2,0    │1084,4         

   альные грузовые                                                       

   │дизельные                                                             

│3  │Автобусы с         │253,0      │12,0         │1,2  │1,86   │6776,4         

   │бензиновыми ДВС                                                       

│4  │Автобусы дизельные │22,0       │6,4          │1,17 │2,0    │329,4          

│5  │Легковые служебные │315,0      │3,0          │1,17 │1,83   │2023,3         

   │и специальные                                                         

│6  Легковые индивиду- │200,0      │2,9          │1,17 │1,78   │1207,9         

   ального пользования│                                                   

│7  │Всего выброс                                                          

   │углеводородов                                                         

└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘

 

Таблица 4

 

Расчетная форма

Выброс автотранспорта

 

Выброс окислов азота за 1983 г.

 

┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐

│ N │      Группа         Пробег   │Удельный вы- │ Коэффициент │ Годовой выброс │

│п/п│    автомобилей    автомобилей│брос окислов │   влияния   │ окислов азота 

                      │в группе поазота на 1 км├─────┬───────┤ автомобильным 

                      │типам ДВС, │пробега одним│сред-│уровня │  транспортом, 

                      │млн. км/год│средним      │него │техни-     т/год     

                                 │автомобилем, │воз-ческого│(гр. 3 х гр. 4 х│

                                 │г/км         раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │

                                              парка│ния                   

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│ 1 │         2              3           4        5     6          7       

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│1  │Грузовые и специ-  │472,41     │8,0          │1,0  │0,8    │3023,4         

   альные грузовые с                                                     

   │бензиновыми ДВС                                                       

│2  │Грузовые и специ-  │70,59      │8,5          │1,0  │1,0    │600,1          

   альные грузовые                                                       

   │дизельные                                                             

│3  │Автобусы с         │253,0      │8,0          │1,0  │0,8    │1619,2         

   │бензиновыми ДВС                                                       

│4  │Автобусы дизельные │22,0       │8,5          │1,0  │1,0    │187,0          

│5  │Легковые служебные │315,0      │2,9          │1,0  │0,85   │776,5          

   │и специальные                                                        

│6  Легковые индивиду- │200        │2,8          │1,0  │0,9    │504,0          

   ального пользования│                                                   

│7  │Всего выброс                                           │6710,2         

   │окислов азота                                                         

└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘

 

1. Заполняется графа 3 - пробег автомобилей в группе по типам ДВС (см. таблицы 2 - 4).

Пробег грузовых и специальных грузовых бензиновых складывается из пробега грузовых бензиновых, который равен 428910 тыс. км (см. раздел IX, данные строки 914 графы 2), и из пробега специальных грузовых бензиновых, который равен 43500 тыс. км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 6), и составляет 472410 тыс. км. Данную сумму (472410 тыс. км) заносим в графу 3 строку 1 расчетной формы в млн. км.

Пробег грузовых и специальных грузовых дизельных складывается из пробега грузовых дизельных, который равен 64090 тыс. км (см. раздел IX, данные строки 915 графы 2), и из пробега специальных дизельных, который определяется как разность общего пробега специальных грузовых автомобилей - 50000000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 6) и пробега специальных грузовых с бензиновыми ДВС - 43500000 км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 6), и составляет 6500000 км. Суммарный пробег грузовых и специальных грузовых дизельных автомобилей в млн. км (64,09 + 6,5 = 70,59) заносим в графу 3 строку 2.

Пробег бензиновых автобусов составляет 253 млн. км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 2).

Пробег дизельных автобусов берется как разница общего пробега автобусов - 275000000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 2) и пробега бензиновых автобусов - 253000000 км (см. раздел VIII, данные строки 814 графы 2). Разница составляет 22000000 км. Данное значение заносим в расчетные формы в графу 3 строку 4 в млн. км.

Пробег легковых служебных и специальных автомобилей складывается из пробега легковых служебных - 300050000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 3) и из пробега специальных легковых автомобилей - 14950000 км (см. раздел VIII, данные строки 812 графы 4) и составляет 315000000 км. Данное значение заносится в расчетные формы в графу 3 строку 5 в млн. км.

Пробег парка легковых автомобилей индивидуального пользования рассчитывается по формуле:

 

    L     = 10 х 20000 = 200000 (тыс. км),

     ин

 

    где  20000 - расход топлива парком легковых автомобилей индивидуального

пользования в данном примере, тыс. л.

    2.  Удельные  выбросы вредных веществ (CO, CH, NO ) на 1 км пробега для

                                                     х

всех  групп  автомобилей  берутся  в  таблице  1.  Например, в нашем случае

удельные  выбросы  окиси  углерода, углеводородов и окислов азота в 1983 г.

для  грузовых и специальных грузовых бензиновых составят соответственно 70,

15  и  8  г/км.  Эти  данные  заносятся  в графу 4 строку 1 расчетных форм.

Аналогично  определяются  удельные  выбросы  вредных  веществ  и  для  всех

остальных групп автомобилей.

3 и 4. Коэффициенты влияния среднего возраста парка и уровня технического состояния (графы 5 и 6 расчетных форм) на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота для всех групп автомобилей приведены в расчетных формах. Например, для грузовых и специальных грузовых автомобилей коэффициенты влияния среднего возраста парка на выброс окиси углерода, углеводородов и окислов азота соответственно будут равны 1,33; 1,2 и 1,0.

5. Далее определяется годовой выброс вредных веществ по отдельным видам автомобилей. Например, для грузовых и специальных грузовых бензиновых автомобилей годовые выбросы окиси углерода, углеводородов и окислов азота соответственно определяются следующим образом:

 

    M   = 472,41 х 70 х 1,33 х 1,69 = 74327,0 т,

     CO

 

    M   = 472,41 х 15 х 1,2 х 1,86 = 15816,0 т,

     CH

 

    M    = 472,41 х 8 х 1,0 х 0,8 = 3023,4 т.

     NO

       х

 

Полученные данные заносим в графу 7 расчетных форм выбросов автотранспорта.

Общий выброс того или иного вредного вещества всем автотранспортом определяем как сумму выбросов всеми группами автомобилей. Например, годовой выброс окиси углерода автотранспортом составит:

 

74327,0 + 2535,0 + 36685,4 + 754,3 + 13801,5 + 8294,3 = 136397,5 т.

 

Аналогично определяются выбросы углеводородов, окислов азота всем автотранспортом.

Если бы рассмотренный пример расчета относился к расчету какого-либо министерства или ведомства для заполнения формы N 2 попр., то полученные данные по выбросу вредных веществ автомобильным транспортом составили бы:

 

136397,6 + 27237,4 + 6710,2 = 170345,1 т,

 

что и заносится в форму N 2 попр. в тыс. т с округлением до третьего знака (см. частично заполненную форму N 2 попр., графа 3, код 220 - Приложение 3).

Аналогично данные по легковым автомобилям индивидуального пользования непосредственно берутся из расчетных форм:

 

8294,3 + 1207,9 + 504,0 = 10006,2 т

 

и заносятся в формы N 2 попр. в тыс. т (см. частично заполненную форму N 2 попр., графа 2, код 230).

Б. Расчет данных на текущий год (ожидаемое выполнение) и плановый период

Расчет данных на текущий год и плановый период производится раздельно по группам автомобилей в последовательности, описанной выше в разделе Б.

1. Допустим, грузооборот бензиновых грузовых автомобилей в отчетном 1983 г. составил 2645,496 млн. т/км; планировалось, что грузооборот на 1984 и 1985 гг. составит соответственно 2698,405 и 2764,543 млн. т/км; ожидаемое выполнение плана грузооборота на 1984 год - 2680,5 млн. т/км.

Рассмотрим расчет годового выброса окиси углерода на плановый 1985 год на примере бензиновых грузовых и специальных грузовых автомобилей:

 

                61,9   2764,543

M   = 74327,0 х ---- х -------- = 74327,0 х 0,884 х 1,045 = 68861,8 (т/год),

 CO              70    2645,496

 

    где:

    74327,0  -  годовой  выброс  окиси  углерода  грузовыми  и специальными

грузовыми  бензиновыми  автомобилями  за  отчетный  период  1983 г., т (см.

расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 1 графа 7);

    61,9

    ---- - отношение удельных выбросов окиси углерода на 1 км пробега одним

     70

средним  автомобилем  на  плановый  1985  г. и отчетный 1983 г. (см. данные

таблицы 1);

    2764,543

    --------   -   отношение   планируемого   грузооборота  на  1985  г.  к

    2645,496

грузообороту, выполненному в 1983 г. (данные строки 8 формы 15 ПТС).

Аналогично рассчитываются выбросы углеводородов и окислов азота на плановый период.

Также проводится расчет на текущий 1984 г. (ожидаемое количество). В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого на 1984 г. грузооборота подставляется ожидаемое выполнение плана по грузообороту:

 

                    65,9    2680,5

    M   = 74327,0 х ---- х -------- = 70641,12 т.

     CO              70    2645,496

 

Аналогично рассчитываются выбросы вредных веществ дизельными грузовыми автомобилями на плановый и текущий периоды.

2. Годовой выброс окиси углерода бензиновыми автобусами в данном примере на 1985 г. рассчитывается следующим образом:

 

 план             57,5   1,75 + 1,03

M     = 36685,4 х ---- х ----------- = 36685,4 х 0,885 х 1,039 = 33408,1 т,

 CO                65    1,72 + 0,98

 

    где:

    36685,4  - годовой  выброс  окиси  углерода  бензиновыми  автобусами за

отчетный  1983  г.  ,  т/год (см. расчетную форму выброса окиси углерода за

1983 г., данные строки 3 графы 7);

    57,5

    ---- - отношение удельных выбросов окиси углерода на 1 км пробега одним

     65

средним  автобусом  на  плановый  1985  г.  и  отчетный 1983 г. (см. данные

таблицы 1);

    1,75;   1,72  -  среднесписочное  количество  автобусов  министерств  и

ведомств на плановый 1985 г. и отчетный 1983 г., тыс. шт. (см. данные формы

15 ПТС).

Также проводится расчет на текущий 1984 г. В формулу расчета выброса окиси углерода вместо планируемого парка бензиновых автобусов (1,75 + 1,03 = 2,78 тыс. шт.) подставляется ожидаемое среднесписочное количество бензиновых автобусов в текущем 1984 г. (1,73 + 1,01 = 2,74 тыс. шт.):

 

                61,2   1,73 + 1,01

M   = 36685,4 х ---- х ----------- = 36685,4 х 0,942 х 1,015 = 35076,0 т.

 CO              65    1,72 + 0,98

 

Аналогично проводятся расчеты выбросов углеводородов и окислов азота для бензиновых автобусов и всех вредных веществ для дизельных автобусов.

Выбросы вредных веществ служебными и специальными легковыми автомобилями на плановый 1985 г. принимаются равными выбросам за отчетный 1983 г. Например, выброс окиси углерода легковыми автомобилями в 1985 г. составит 13801,5 т (см. расчетную форму выброса окиси углерода за 1983 г., строка 5 графа 7).

Для легковых автомобилей индивидуального пользования расчет выброса вредных веществ на плановый и текущий периоды осуществляется по методу, описанному в разделе А.

Допустим, что в 1985 г. планируется реализовать 22000 тыс. л бензина рыночного фонда, тогда пробег составит:

 

    L     = 10 х 22000 = 220000 тыс. км.

     ин

 

Выброс окиси углерода легковыми автомобилями индивидуального пользования на 1985 г. рассчитывается следующим образом:

 

    M   = 220 х 17,9 х 1,28 х 1,62 = 8165,83 т.

     CO

 

Для заполнения плановых форм N 2 попр. необходимо просуммировать выброс всех вредных веществ за расчетный (плановый) год. В нашем примере годовой выброс вредных веществ представлен в табл. 5.

 

Таблица 5

 

ГОДОВОЙ ВЫБРОС ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ПЛАНОВЫЙ 1985 Г. (Т)

 

┌───┬───────────────────┬────────┬─────────┬─────────┬───────────┐

│ N │Группа автомобилей │ Окись  Углеводо-│ Окислы     Всего  

п/п│                   углерода│роды       азота  │ по группе │

                        (CO)  │(CH)       (NO )  │автомобилей│

                                            х             

├───┼───────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼───────────┤

│1  │Грузовые и специ-  │68811,8 │14643,5  │3159,45  │86664,81  

   альные грузовые с                                      

   │бензиновыми ДВС                                        

│2  │Грузовые и специ-  │2712,45 │1158,5   │642,1    │4513,05   

   альные грузовые                                        

   │дизельные                                              

│3  │Автобусы с         │33408,71│6302,05  │1666,15  │41376,30  

   │бензиновыми ДВС                                        

│4  │Автобусы дизельные │776,17  │338,18   │192,42   │1306,77   

│5  │Легковые служебные │13801,5 │2023,3   │776,5    │16601,3   

   │и специальные                                          

│6  Легковые индивиду- │8165,83 │962,16   │514,8    │9642,79   

   ального пользования│                                    

│7  │Всего по           │127725,8│25427,75 │6951,42  │160105,02 

   │автотранспорту                                         

└───┴───────────────────┴────────┴─────────┴─────────┴───────────┘

 

Расчетный суммарный выброс - 160105,02 т заносится в форму N 2 попр. (графа 6, код 220) в тыс. т. Из общего выброса вредных веществ в форме N 2 попр. выделяется выброс автомобилями индивидуальных владельцев - 9642,79 т, который подставляется в графу 6, код 230 в тыс. т (Приложение 3).

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Расчетная форма

Выброс автотранспорта

 

Выброс окиси углерода за 19__ год

 

┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐

│ N │      Группа         Пробег     Удельный   │ Коэффициент │ Годовой выброс │

│п/п│    автомобилей    автомобилей│выброс окиси │   влияния   │ окиси углерода │

                      │в группе по│ углерода на ├─────┬───────┤ автомобильным 

                      │типам ДВС, │1 км пробега │сред-│уровня │  транспортом, 

                      │млн. км/год│одним средним│неготехни-     т/год     

                                 │автомобилем, │воз-ческого│(гр. 3 х гр. 4 х│

                                     г/км     раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │

                                              парка│ния                   

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│ 1 │         2              3           4        5     6          7       

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│1  │Грузовые и специ-                          │1,33 │1,69                  

   альные грузовые с                                                     

   │бензиновыми ДВС                                                       

│2  │Грузовые и специ-                          │1,33 │1,80                  

   альные грузовые                                                       

   │дизельные                                                             

│3  │Автобусы с                                 │1,32 │1,69                  

   │бензиновыми ДВС                                                       

│4  │Автобусы дизельные │                        │1,27 │1,80                  

│5  │Легковые служебные │                        │1,28 │1,63                  

   │и специальные                                                         

│6  Легковые индивиду- │                        │1,28 │1,62                  

   ального пользования│                                                   

│7  │Всего выброс окиси │                                                   

   │углерода от                                                           

   │автотранспорта                                                        

└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘

 

 

 

Расчетная форма

Выброс автотранспорта

 

Выброс углеводородов за 19__ год

 

┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐

│ N │      Группа         Пробег     Удельный   │ Коэффициент │ Годовой выброс │

│п/п│    автомобилей    автомобилей   выброс       влияния   │ углеводородов 

                      │в группе по│углеводородов├─────┬───────┤ автомобильным 

                      │ типам ДВС,│   на 1 км   │сред-│уровня │  транспортом, 

                      │млн. км/год│пробега одним│неготехни-     т/год     

                                   средним   │воз-ческого│(гр. 3 х гр. 4 х│

                                 │автомобилем, │раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │

                                     г/км     парка│ния                   

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│ 1 │         2              3           4        5     6          7       

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│1  │Грузовые и специ-                          │1,2  │1,86                  

   альные грузовые с                                                     

   │бензиновыми ДВС                                                       

│2  │Грузовые и специ-                          │1,2  │2,0                   

   альные грузовые                                                       

   │дизельные                                                             

│3  │Автобусы с                                 │1,2  │1,85                  

   │бензиновыми ДВС                                                       

│4  │Автобусы дизельные │                        │1,17 │2,0                   

│5  │Легковые служебные │                        │1,17 │1,83                  

   │и специальные                                                         

│6  Легковые индивиду- │                        │1,17 │1,78                  

   ального пользования│                                                   

│7  │Всего выброс                                                          

   │углеводородов от                                                      

   │автотранспорта                                                        

└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘

 

 

 

Расчетная форма

Выброс автотранспорта

 

Выброс окислов азота за 19__ год

 

┌───┬───────────────────┬───────────┬─────────────┬─────────────┬────────────────┐

│ N │      Группа         Пробег   │Удельный вы- │ Коэффициент │ Годовой выброс │

│п/п│    автомобилей    автомобилей│брос окислов │   влияния   │ окислов азота 

                      │в группе поазота на 1 км├─────┬───────┤ автомобильным 

                      │типам ДВС, │пробега одним│сред-│уровня │  транспортом, 

                      │млн. км/год│средним      │него │техни-     т/год     

                                 │автомобилем, │воз-ческого│(гр. 3 х гр. 4 х│

                                 │г/км         раста│состоя-│ гр. 5 х гр. 6) │

                                              парка│ния                   

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│ 1 │         2              3           4        5     6          7       

├───┼───────────────────┼───────────┼─────────────┼─────┼───────┼────────────────┤

│1  │Грузовые и специ-                          │1,0  │0,8                   

   альные грузовые с                                                     

   │бензиновыми ДВС                                                       

│2  │Грузовые и специ-                          │1,0  │1,0                   

   альные грузовые                                                       

   │дизельные                                                             

│3  │Автобусы с                                 │1,0  │0,8                   

   │бензиновыми ДВС                                                       

│4  │Автобусы дизельные │                        │1,0  │1,0                   

│5  │Легковые служебные │                        │1,0  │0,85                  

   │и специальные                                                         

│6  Легковые индивиду- │                        │1,0  │0,9                   

   ального пользования│                                                   

│7  │Всего выброс                                                         

   │окислов азота от                                                      

   │автотранспорта                                                        

└───┴───────────────────┴───────────┴─────────────┴─────┴───────┴────────────────┘

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Вкладной лист

к форме N 1-автотранспорт

 

Раздел VIII. Работа и использование автобусов, легковых

и специальных автомобилей за 1983 г.

 

┌────────────┬───────┬─────┬─────────┬──────────┬────────────────────┬───────────┬─────────┐

            Единица│N    │Автобусы │ Легковые │Специальные легковые│Специальные│Контроль-│

            измере-│стро-│         │служебные │     автомобили     автомобилиная сумма│

            ния    ки            │автомобили├─────┬──────────────┤(без специ-│(гр. 1 + │

                                           Всего│В том числе со│альных     │гр. 6)  

                                                │ стационарным │легковых)          

                                                  несъемным                      

                                                │оборудованием │                   

├────────────┼───────┼─────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────────┼───────────┼─────────┤

     А         Б     1      2        3       4        5            6         7   

├────────────┼───────┼─────┼─────────┼──────────┼─────┼──────────────┼───────────┼─────────┤

│Общий пробег│км     │812  │275000000│300050000 │                   │50000000           

│автомобилей │                                                                     

│(автобусов) │                                                                     

│в том числе │-"-    │814  │253000000│Х                            │43500000           

│бензиновых                                                                       

└────────────┴───────┴─────┴─────────┴──────────┴─────┴──────────────┴───────────┴─────────┘

 

Раздел IX. Работа и использование грузовых автомобилей

и автоприцепов за 1983 г.

 

┌────────────────┬───────┬─────┬────────────────────┬───────────────────┬─────────┬─────────┐

                Единица│N    │Все грузовые автомо-  Из общего итога  Автопри- │Контроль-│

                измере-стро-│били (включая пикапы│гр. 2 - автомобили │цепы     ная сумма│

                ния    ки   │и фургоны на шасси  ├─────────┬─────────┤бортовые,│(гр. 1 + │

                            │легковых автомоби-  │Работаю- │Привле-  │само-    │гр. 5)  

                            │лей), работающие по │щие по   ченные на│свальные,│        

                            │сдельному и повре-  сдельному│уборку   │фургоны          

                            менному тарифу      тарифу   │урожая                    

├────────────────┼───────┼─────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

       А           Б     1           2              3        4        5        6   

├────────────────┼───────┼─────┼────────────────────┼─────────┼─────────┼─────────┼─────────┤

│Общий пробег                                                                       

│автомобилей -                                                                       

│всего           │тыс. км│912  │493000                                │Х                

│в том числе     │-"-    │913                                        │Х                

│бортовых                                                                           

│Из общего пробе-│                                                                   

га (стр. 912) - │                                                                   

│пробег:                                                                           

│бензиновых      │тыс. км│914  │428910                                │Х                

│легковых                                                                           

└────────────────┴───────┴─────┴────────────────────┴─────────┴─────────┴─────────┴─────────┘

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Лист 3 формы N 2 попр.

 

┌────────────────────────┬───────┬───┬───────┬──────────────────┬───────────────────┬──────┐

                        │Единица│Код│1983 г.│     1984 г.            1985 г.      Запол-│

                        измере-            (текущий год)   │ (планируемый год) │няется

                        ния              ├───────┬──────────┼───────────┬───────┤ВЦ   

                                         │ План  │Ожидаемое │По пятилет-│Проект │     

                                                выполнение│нему плану │ плана │     

                                                          │и расчетам │            

                                                          │к нему                 

├────────────────────────┼───────┼───┼───────┼───────┼──────────┼───────────┼───────┼──────┤

│Снижение (-), увеличение│тыс. т/│195│                                               

│(+) общего количества   │год                                                      

│вредных веществ, выбра- │                                                         

сываемых в атмосферный                                                           

│воздух (по отношению к                                                           

│предыдущему году)                                                                

│в том числе газообразные│-"-    │210│                                               

│и жидкие                                                                         

                                                                                 

    II. Передвижные                                                              

│ транспортные источники │                                                         

                                                                                 

│Общее количество вредных│-"-    │215│                                               

│веществ, выбрасываемых в                                                         

│атмосферный воздух                                                               

│в том числе выбросы     │-"-    │220│170,345│165,419│164,235              │160,105│     

│автомобилями                                                                     

│из них автомобилями     │-"-    │230│10,006 │9,880  │9973,0               │9,643       

│индивидуальных                                                                   

│владельцев <*>                                                                  

└────────────────────────┴───────┴───┴───────┴───────┴──────────┴───────────┴───────┴──────┘

 

--------------------------------

<*> Заполняется советами министров союзных республик.

 

 




Яндекс цитирования

© ussrdoc.narod.ru, 2011.
Hosted by uCoz