СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 февраля 1984 г. N 127 О ПРОВЕДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАСШИРЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И УСИЛЕНИЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР В БОЛЕЕ ПОЛНОМ УДОВЛЕТВОРЕНИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛУГАХ (с изм. и доп., внесенными
Постановлениями Совмина СССР от 08.10.1984 N 1043; от 04.08.1988 N 958) В целях
совершенствования хозяйственного механизма, развития инициативы трудовых
коллективов и повышения их ответственности за результаты работы, во исполнение
Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 февраля 1984 г. N 126
"О мерах по расширению хозяйственной самостоятельности и усилению
заинтересованности производственных объединений (предприятий) бытового
обслуживания в более полном удовлетворении потребностей населения в
услугах" Совет Министров СССР постановляет: По совершенствованию планирования и оценки
деятельности 1. Установить, что начиная с 1 июля 1984
г. в планах экономического и социального развития министерств бытового
обслуживания населения Башкирской АССР и Коми АССР, управлений бытового
обслуживания населения Алтайского крайисполкома, Астраханского, Ивановского,
Кемеровского, Саратовского и Ярославского облисполкомов и подведомственных им
производственных объединений (предприятий) бытового обслуживания утверждаются
следующие показатели и экономические нормативы: объем реализации бытовых услуг, в том
числе объем реализации бытовых услуг в сельской местности и объем реализации
бытовых услуг, оплачиваемых населением; нормативы отчислений от прибыли в
вышестоящую организацию для производственных объединений (предприятий) и в
государственный бюджет для министерств и управлений; норматив образования фонда заработной
платы, а также фонд заработной платы по видам деятельности, не связанным с
бытовыми услугами; норматив образования фонда поощрения. Экономические нормативы утверждаются на
весь период эксперимента и изменению и переутверждению
не подлежат <*>. -------------------------------- <*> В отношении министерств,
управлений и производственных объединений (предприятий), указанных в настоящем
пункте, действуют положения, предусмотренные в пунктах 2 - 5, 7 - 10 и 12
Постановления Совмина СССР от 08.10.1984 N 1043, пункт 15. 2. На основе доведенных
вышестоящими органами показателей и экономических нормативов и исходя из
действующих цен и тарифов производственные объединения (предприятия), а также
министерства и управления, участвующие в эксперименте, самостоятельно
разрабатывают планы экономического и социального развития и сообщают их
вышестоящим органам, которые выделяют соответственно министерствам,
управлениям, производственным объединениям (предприятиям) необходимые
материальные ресурсы и устанавливают им лимиты подрядных работ. В случае, когда указанные
производственные объединения (предприятия) наряду с основной деятельностью
изготовляют промышленную продукцию, объем ее производства устанавливается
расчетно. Особое внимание
должно быть обращено на улучшение качества услуг, соблюдение сроков и повышение
культуры обслуживания населения, более полное удовлетворение потребностей
населения в услугах по ремонту квартир, ремонту и восстановлению
потребительских свойств радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин и
приборов, одежды, обуви, мебели и других изделий, находящихся у населения, по
прокату предметов длительного пользования, в услугах фотоателье,
парикмахерских, а также на расширение услуг, оказываемых жителям сельской местности.
Дальнейшее развитие должны получить новые виды и прогрессивные формы
обслуживания, предоставление услуг трудящимся на заводах, фабриках, стройках, в
учреждениях и организациях, на дому у заказчика, а также значительное
расширение услуг, оказываемых предприятиями повышенных разрядов. 3. Считать целесообразным, чтобы
производственные объединения (предприятия), участвующие в эксперименте, широко
организовали предоставление наряду с основными услугами также услуг, создающих
дополнительные удобства, комфорт для заказчика, а также продажу в приемных
салонах предприятий товаров, сопутствующих оказываемым услугам. Включать
стоимость этих услуг в показатели, характеризующие итоги хозяйственной
деятельности производственных объединений (предприятий). Министерству торговли
СССР и Министерству бытового обслуживания населения РСФСР определить порядок
отпуска товаров для указанных целей. 4. Общий фонд заработной платы по
производственным объединениям (предприятиям), участвующим в эксперименте,
определяется расчетно как сумма фонда заработной платы, образованного по
нормативам, и утвержденного фонда заработной платы по видам деятельности, не
связанным с бытовыми услугами. При этом фонд заработной платы на объем
реализации бытовых услуг определяется исходя из размеров этого фонда в базовом
году и его прироста, исчисленного по нормативу за каждый процент прироста
объема реализации этих услуг. Установить, что в период эксперимента
премии инженерно - техническим работникам и служащим, кроме работников аппарата
управления, производственных объединений (предприятий) за основные результаты
хозяйственной деятельности выплачиваются из фонда заработной платы. Признать
целесообразным ввести для производственных
объединений (предприятий) отдельных управлений премирование за основные
результаты хозяйственной деятельности из фонда заработной платы также
работников аппарата управления. Министерству бытового обслуживания населения
РСФСР по согласованию с ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и
коммунально - бытовых предприятий установить порядок этого премирования. Министерству бытового обслуживания
населения РСФСР разрешать применение в производственных объединениях
(предприятиях), участвующих в эксперименте, с учетом специфики их работы
нормативов заработной платы на рубль бытовых услуг. 5. Оценка деятельности производственных
объединений (предприятий), участвующих в эксперименте, при подведении итогов
работы и социалистического соревнования производится по результатам выполнения
плановых заданий по реализации бытовых услуг. В преимущественное положение
ставятся те коллективы, которые добились большего роста объема реализации
бытовых услуг, оплачиваемых населением, улучшения качества и сокращения сроков
исполнения заказов, повышения культуры обслуживания, а также роста прибыли
(снижения затрат). 6. В целях повышения ответственности
производственных объединений (предприятий), участвующих в эксперименте, за
качество и сроки исполнения заказов населения установить, что оплата бытовых
услуг производится, как правило, после исполнения заказа. По укреплению хозяйственного расчета и развитию материальной базы 7. Установить, что прибыль, полученная от
производственно - хозяйственной деятельности производственными объединениями
(предприятиями), участвующими в эксперименте, остается в их распоряжении, за
исключением сумм, подлежащих отчислению вышестоящим органам по стабильным
нормативам. За счет прибыли, остающейся в
производственных объединениях (предприятиях), образуются фонд производственного
и социального развития и фонд поощрения. В фонд производственного и социального
развития направляются также амортизационные отчисления, предназначенные на
полное восстановление основных фондов. В связи с этим фонд развития
производства, фонд развития бытового обслуживания населения, фонд ширпотреба из
отходов, фонд премирования работников предприятий и организаций бытового
обслуживания населения за организацию и внедрение новых видов услуг и форм
обслуживания, фонд социально - культурных мероприятий и жилищного
строительства, а также фонд материального поощрения не создаются. Средства,
предусмотренные для отчислений по установленным нормативам в указанные фонды,
направляются соответственно в фонд производственного и социального развития и
фонд поощрения. Вопросы использования средств фонда
поощрения и фонда производственного и социального развития должны решаться с
участием трудовых коллективов. Освободить указанные производственные
объединения (предприятия) от платы за производственные фонды и нормируемые
оборотные средства. 8. Средства фонда производственного и
социального развития используются производственными объединениями
(предприятиями), участвующими в эксперименте, на производственное и социально -
культурное строительство, на погашение кредита банков и уплату процентов,
прирост нормативов собственных оборотных средств и другие нужды
производственных объединений (предприятий). Размеры средств, направляемых на
производственное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение, на
социально - культурное и жилищно - бытовое
строительство (строительство жилых домов, детских садов, яслей, пионерских
лагерей, профилакториев, пансионатов, медсанчастей и других объектов),
определяются руководителем производственного объединения (предприятия)
совместно с профсоюзным комитетом. 9. Средства фонда
поощрения направляются производственными объединениями (предприятиями),
участвующими в эксперименте, на выплату вознаграждения за общие результаты
работы по итогам за год, на единовременное поощрение работников за выполнение
особо важных производственных заданий, организацию и внедрение новых видов
услуг и форм обслуживания, развитие производства товаров народного потребления
из отходов, по результатам социалистического соревнования, на оказание
материальной помощи, а также на премирование работников аппарата
управления за основные результаты хозяйственной деятельности. Фонд поощрения образуется исходя из
размера этого фонда в базовом году и его прироста, исчисленного по нормативу за
каждый процент прироста объема реализации бытовых услуг, оплачиваемых
населением. Установить, что размер отчислений в указанный фонд зависит также от
качества обслуживания населения. Поручить Госплану СССР, Государственному
комитету СССР по труду и социальным вопросам и Министерству финансов СССР с
участием ВЦСПС определить порядок формирования этого фонда в год перехода на
условия эксперимента и последующие годы. 10. Министерства и управления,
участвующие в эксперименте, отчисляют прибыль в государственный бюджет по
стабильным нормативам, а также в централизованные фонды Министерства бытового
обслуживания населения РСФСР. Из оставшейся части прибыли образуются
централизованные фонды производственного и социального развития и фонды
поощрения. Средства централизованного фонда
производственного и социального развития в первую очередь используются для
финансирования строительства, расширения, реконструкции и технического
перевооружения объектов производственного и социально - культурного назначения,
имеющих важное значение для развития системы бытового
обслуживания, для оказания финансовой помощи малорентабельным и убыточным
производственным объединениям (предприятиям). Средства централизованного фонда
поощрения используются на материальное поощрение работников министерств и
управлений и другие выплаты этим работникам, а также на поощрение коллективов и
отдельных работников производственных объединений (предприятий) за достижение
высоких результатов в работе. 11. Накопленные производственными
объединениями (предприятиями), министерствами и управлениями, участвующими в
эксперименте, собственные средства изъятию не подлежат. 12. Сохранить для Министерства бытового
обслуживания населения Башкирской АССР и управлений бытового обслуживания населения
Астраханского и Саратовского облисполкомов на время проведения эксперимента
ассигнования из государственного бюджета, не нарушая при этом стабильности
нормативов распределения прибыли. Установить, что бюджетные ассигнования не
могут превышать сумм, выделенных в год, предшествующий переходу на условия
эксперимента. Применять аналогичный порядок
использования средств, выделяемых производственным объединениям (предприятиям),
участвующим в эксперименте. Выделять Министерству бытового
обслуживания населения Коми АССР целевым назначением ассигнования из
государственного бюджета на покрытие расходов по выплате льгот и надбавок к
заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Применять для производственных
объединений (предприятий) Министерства бытового обслуживания населения Коми
АССР порядок нормативного распределения прибыли. 13. Считать целесообразным для развития
материально - технической базы производственных объединений (предприятий),
участвующих в эксперименте, более активно использовать кредиты банков. Госбанку
СССР и Стройбанку СССР предусматривать в кредитных планах выделение целевым
назначением для указанных объединений (предприятий) необходимых кредитов на
проведение этих мероприятий. 14. При разработке планов капитального
строительства министерства, управления и производственные объединения
(предприятия), участвующие в эксперименте, предусматривают объем капитальных
вложений исходя из имеющихся у них средств. На эти цели могут быть использованы также
средства централизованных фондов Министерства бытового обслуживания населения
РСФСР. В необходимых случаях для строительства
крупных объектов, головных предприятий, имеющих важное
значение для развития отрасли, Совету Министров РСФСР предусматривать
выделение Министерству бытового обслуживания населения РСФСР целевым
назначением лимитов государственных капитальных вложений и подрядных работ. Абзацы четвертый и пятый утратили силу. -
Постановление Совмина СССР от 08.10.1984 N 1043. 15. Утратил силу. - Постановление Совмина
СССР от 04.08.1988 N 958. 16. Утратил силу. - Постановление Совмина
СССР от 08.10.1984 N 1043. 17. Госплану СССР, Госснабу СССР и Совету
Министров РСФСР принять меры к улучшению материально - технического снабжения
производственных объединений (предприятий), участвующих в эксперименте, и
обеспечению их необходимым автомобильным транспортом. 18. Считать целесообразным: распространить действие Общего положения
о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях
на министерства и управления, участвующие в эксперименте; Госплану СССР, Министерству финансов
СССР, Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам,
Министерству юстиции СССР и ВЦСПС установить особенности применения указанного
Общего положения к министерствам и управлениям, участвующим в эксперименте; применять в деятельности министерств
бытового обслуживания населения автономных республик, участвующих в
эксперименте, условия хозяйственного расчета, действующие в управлениях
бытового обслуживания населения крайисполкомов и облисполкомов РСФСР. Совету Министров
РСФСР принять соответствующее решение. 19. Разрешить министерствам и
управлениям, участвующим в эксперименте, применять надбавки к действующим
ценам: на услуги по
изготовлению швейных и трикотажных изделий, головных уборов, обуви, мебели,
ювелирных изделий, услуги парикмахерских и фотографий, выполняемые мастерами
высшего и первого классов, парикмахерами - модельерами, работающими на
предприятиях различных разрядов или не имеющих разрядов, для которых
использование мастеров такой квалификации не является обязательным; на услуги предприятий, удостоенных
дипломов высшей и первой степеней (в размере не свыше 20 процентов действующих
цен и тарифов); на услуги, оказываемые в ночные часы и
праздничные дни; на услуги экспресс - службы на дому. Абзац шестой пункта 19 не приводится, как
не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. 20. Разрешить
производственным объединениям (предприятиям), участвующим в эксперименте,
производить за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, уценку материалов и
запасных частей, которые утратили свои первоначальные качества и вследствие
этого не могут быть использованы по прямому назначению при оказании бытовых
услуг населению. Министерству бытового обслуживания
населения РСФСР по согласованию с Министерством торговли СССР и Министерством
финансов СССР определить порядок реализации указанных материалов и запасных
частей. По организации и оплате труда 21. Для развития инициативы работников в
улучшении бытового обслуживания населения и усиления их заинтересованности в
результатах работы шире применять в производственных объединениях
(предприятиях), участвующих в эксперименте, с учетом специфики производства следующие оправдавшие себя на практике и новые
формы организации и стимулирования труда: бригадную форму с использованием
принципов хозяйственного расчета с оплатой труда по единому наряду за конечный
результат и распределением коллективного заработка с применением коэффициентов
трудового участия. Эта форма должна стать преобладающей в цехах, мастерских,
ателье и других производственных подразделениях, оказывающих бытовые услуги. В
состав бригад наряду с рабочими могут включаться отдельные инженерно -
технические работники и служащие; договорную форму для коллективов и
отдельных работников мастерских и других производственных подразделений
предприятий бытового обслуживания. В договоре определяется общая фиксированная
сумма выручки за оказанные услуги, которая подлежит обязательной сдаче
производственному объединению (предприятию). При этом определяется размер средств
из этой выручки, направляемых на оплату труда работников. Может применяться
также оплата труда в процентах от выручки; договорную форму для коллективов и
отдельных работников мастерских и других производственных подразделений. В
договоре определяется фиксированная сумма выручки за оказанные услуги, которая
подлежит обязательной сдаче производственному объединению (предприятию). Остальная часть выручки идет непосредственно на оплату труда и
распределяется между работниками в зависимости от трудового участия каждого; Государственному комитету СССР по труду и
социальным вопросам, Министерству финансов СССР и Министерству юстиции СССР
совместно с Советом Министров РСФСР и ВЦСПС дать необходимые разъяснения по
применению указанных договорных форм и предусмотреть меры ответственности
коллективов (работников) за соблюдение условий договоров; подрядную форму для рабочих, инженерно -
технических работников и служащих на условиях совместительства (на данном или
другом предприятии) вне пределов рабочего времени по основной деятельности.
Организация труда и условия оплаты при этой форме определяются на основе
действующих норм и расценок в договорах, заключаемых между администрацией и
бригадой (работниками). Министерству бытового обслуживания
населения РСФСР по согласованию с Государственным комитетом СССР по труду и
социальным вопросам и ВЦСПС подготовить и утвердить положение об указанной
форме организации и оплаты труда; работу на условиях неполного рабочего дня
или неполной рабочей недели для студентов, пенсионеров, инвалидов и домашних
хозяек. Такую форму применять преимущественно при ремонте одежды, обуви,
мелкого хозяйственного инвентаря, в прокатных и приемных пунктах. Разрешить
руководителям производственных объединений (предприятий), участвующих в
эксперименте, при необходимости устанавливать таким работникам пониженные до 15
процентов нормы выработки (нормированные задания, планы выручки); надомную форму работы для выполнения
отдельных заказов населения. 22. Предоставить право руководителям
производственных объединений (предприятий), участвующих в эксперименте,
устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом за счет экономии фонда
заработной платы, исчисленного по утвержденным показателям и нормативам: повышенные доплаты
за профессиональное мастерство высококвалифицированным рабочим, занятым
ремонтом сложных, редких и уникальных предметов, машин и приборов,
изготовлением изделий, отличающихся оригинальностью, изяществом и тщательной
отделкой (рабочим IV разряда - до 16 процентов, V разряда - до 20, VI разряда и
закройщикам высокой квалификации в ателье высшего и первого разрядов - до 24
процентов тарифной ставки), а в отдельных случаях - оклады таким рабочим в размере до 230 рублей в месяц, но не выше должностных
окладов мастеров I группы с учетом 50-процентной надбавки; надбавки высококвалифицированным
инженерно - техническим работникам и служащим в размере до 50 процентов
должностного оклада; доплаты за совмещение профессий
(должностей) работникам, относящимся к различным категориям персонала, без
утверждения перечня совмещаемых профессий (должностей) вышестоящими органами
<*>. -------------------------------- <*> См. также пункт 8 Постановления
Совета Министров СССР от 8 октября 1984 г. N 1043. Конкретные размеры этих доплат, надбавок
и окладов определять с учетом личного вклада каждого работника в разработку и
внедрение новых видов услуг, улучшение их качества, соблюдение сроков
выполнения заказов, освоение прогрессивной технологии. Указанные доплаты, надбавки и повышенные
оклады уменьшать или отменять полностью при ухудшении показателей работы. Контроль за осуществлением указанных мероприятий возложить на Государственный
комитет СССР по труду и социальным вопросам. 23. В целях повышения заинтересованности
руководящих, инженерно - технических работников и служащих производственных
объединений (предприятий), министерств и управлений, участвующих в
эксперименте, в расширении услуг и улучшении качества обслуживания установить,
что величина их премий должна быть поставлена в прямую зависимость от
увеличения объема услуг, оплаченных населением. Основанием для премирования руководящих и
других работников аппарата управления производственных объединений
(предприятий), министерств и управлений является выполнение плана по реализации
бытовых услуг. Размер премий этим работникам должен, как правило, зависеть от
доли услуг по заказам населения. Установить, что размер премии,
выплачиваемой руководящим работникам и другим работникам аппарата управления
этих производственных объединений (предприятий) за основные результаты
хозяйственной деятельности, не может превышать 0,5 должностного оклада в
расчете на месяц или 1,5 должностного оклада в расчете на квартал. При ухудшении качества и несоблюдении
сроков выполнения заказов, нарушении правил бытового обслуживания премий за
основные результаты хозяйственной деятельности полностью или частично лишаются
не только непосредственно виновные лица, но и руководящие работники
производственных объединений (предприятий). 24. Предоставить право руководителям
министерств и управлений, участвующих в эксперименте, выплачивать из имеющихся
в их распоряжении средств фонда поощрения единовременные премии авторам за
разработку и внедрение высокохудожественных и оригинальных изделий по заказам
населения. Эти премии выплачиваются сверх установленных предельных размеров
премирования, но не более двух должностных окладов (тарифных ставок) в год. 25. Предоставить Министру бытового
обслуживания населения РСФСР право устанавливать директорам производственных
объединений (предприятий), участвующих в эксперименте, имеющих диплом высшей
или первой степени, надбавки в размере до 30 процентов к должностным окладам за
счет экономии фонда заработной платы соответствующих производственных
объединений (предприятий). Аналогичные надбавки могут устанавливаться
директорам производственных объединений (предприятий), занявших классное место
по итогам социалистического соревнования. Надбавки уменьшаются или отменяются
при ухудшении показателей работы. Министерству бытового обслуживания
населения РСФСР совместно с ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и
коммунально - бытовых предприятий определить порядок установления указанных
надбавок <*>. -------------------------------- <*> См. также пункт 8 Постановления
Совета Министров СССР от 8 октября 1984 г. N 1043. 26. На период проведения эксперимента
численность и фонд заработной платы работников аппарата управления министерств,
управлений и производственных объединений (предприятий), участвующих в
эксперименте, устанавливаются на уровне базового года. При расширении
производства вопрос об увеличении численности и фонда заработной платы
работников аппарата управления рассматривается в установленном порядке. Предоставить министрам бытового
обслуживания населения автономных республик, начальникам управлений бытового
обслуживания населения Алтайского крайисполкома и облисполкомов, участвующих в
эксперименте, право устанавливать доплаты высококвалифицированным работникам
аппарата этих министерств и управлений в размере до 30 процентов должностного
оклада за счет экономии фонда заработной платы. Пункты 27 и 28 не приводятся, как не
содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР. | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |