СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 1987 г. N 7283-XI О ПЕРЕСТРОЙКЕ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ Заслушав и обсудив доклад члена Политбюро
ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР депутата Рыжкова Н.И., Верховный
Совет СССР отмечает, что осуществляемая в стране перестройка - это прямое
продолжение дела Великого Октября, она неразрывно связана с ним и едина в
главном - целенаправленном созидании социализма. Предложенные
Правительством меры по перестройке управления народным хозяйством, преодолению
противоречий между сложившейся системой руководства экономикой и уровнем
развития производительных сил направлены на практическую реализацию
выработанного XXVII съездом партии, январским и июньским (1987 г.) Пленумами ЦК
КПСС стратегического курса на ускорение социально - экономического развития
страны, полное использование возможностей социализма в интересах дальнейшего
подъема народного благосостояния. Эти меры,
выработанные на базе глубокого марксистско - ленинского анализа, объективных
закономерностей развития народного хозяйства, - результат творческих усилий
всего советского народа, партийных, советских и хозяйственных органов,
общественных организаций, трудовых коллективов и работников науки. Верховный Совет СССР считает, что за
период, прошедший после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, советское
общество прочно встало на путь коренных преобразований во всех сферах жизни и
деятельности, активного и заинтересованного участия в этом широких масс
трудящихся. В то же время продолжают сохраняться крупные недостатки в
организации общественного производства. Все еще дают о себе знать
бесхозяйственность, нарушения дисциплины, допускается значительное отставание в
торговом и бытовом обслуживании населения, медленно развивается материальная
база социальной сферы. Затягивается перестройка работы аппарата управления,
имеют место факты противодействия прогрессивным начинаниям. В этих условиях
безотлагательным делом является перестройка в экономике, осуществление
кардинальных перемен в системе управления ею. Намеченная научно обоснованная программа
совершенствования системы управления имеет целостный характер. Она предусматривает
широкую демократизацию руководства народным хозяйством, расширение
самостоятельности предприятий, перевод их на принципы полного хозрасчета,
самофинансирования и самоуправления. Качественно преобразуются планирование,
система экономического стимулирования, организационные структуры управления.
Претерпевают глубокие изменения отраслевое и территориальное управление.
Осуществляется решительный переход от преимущественно административных
к преимущественно экономическим методам. Многие элементы нового подхода к
управлению экономикой апробированы практикой, получили широкую поддержку
трудовых коллективов. Ярким свидетельством этого явилось заинтересованное и
активное участие советских людей в обсуждении проекта Закона СССР о
государственном предприятии (объединении). Верховный Совет СССР поддерживает решения
июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС по вопросам коренной перестройки управления
экономикой и считает необходимым положить их в основу работы всех органов
государственной власти и управления, трудовых коллективов и общественных
организаций. Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик постановляет: 1. Одобрить намеченные Правительством
СССР меры по перестройке управления народным хозяйством на современном этапе
экономического развития страны, направленные на более полное раскрытие
возможностей социализма, придание экономике высокого динамизма, гибкости и
восприимчивости к научно - техническому прогрессу, на демократизацию
производственной жизни, всемерное развитие живого творчества масс и активизацию
человеческого фактора. Ключевое значение в осуществлении
предусмотренных преобразований имеет принятие Закона СССР о государственном
предприятии (объединении). Закон призван закрепить коренные изменения условий
хозяйствования, переход на преимущественно экономические
методы управления, значительно раздвинуть границы самостоятельности и
повысить ответственность предприятий, в полной мере гарантировать права,
вытекающие из их ведущей роли в общественном социалистическом производстве,
определить основные направления перестройки деятельности органов
государственного управления. В ходе
осуществления мер по перестройке управления народным хозяйством должны быть
обеспечены последовательная реализация ленинского принципа демократического
централизма, повышение роли трудовых коллективов, создание таких
организационных и экономических условий, когда каждый коллектив, каждый
работник реально становится подлинным хозяином на производстве, по-государственному проявляет заботу об укреплении
дисциплины и порядка на производстве, о приумножении народного богатства. Намечаемые меры требуют решительного
улучшения работы хозяйственных кадров, поворота в их мышлении, широкого
использования экономических методов управления, новых
форм организации труда. Необходимо всемерно поддерживать инициативу и
социалистическую предприимчивость кадров, повышать их ответственность за
порученное дело, высокую эффективность производства, воспитывать у них умение
работать в условиях широкого демократизма и гласности. 2. Совету Министров СССР при проведении в
жизнь экономической стратегии партии: обеспечить поэтапное и последовательное
осуществление всего комплекса мер по перестройке управления народным хозяйством
на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления,
с тем чтобы войти в тринадцатую пятилетку с хорошо
отлаженным хозяйственным механизмом; нацелить систему управления на глубокие
преобразования в экономике, ускорение научно - технического прогресса,
повышение эффективности и качества работы, подчинение производства
удовлетворению общественных потребностей, запросов и нужд советских людей; осуществить меры по коренному изменению
планирования и материально - технического обеспечения, управления научно -
техническим прогрессом, по совершенствованию финансово - кредитной системы,
ценообразования, управления трудом и социальным развитием, улучшению дела
статистики; добиваться постоянного поддержания соответствия целостной системы
управления, всех ее элементов изменяющимся условиям и новым задачам социально -
экономического развития страны; коренным образом улучшить деятельность
центральных экономических органов, министерств и ведомств, Советов Министров
союзных республик, местных органов управления, совершенствовать стиль, формы и
методы их работы, решительно преодолевать проявления ведомственности и
местничества, бюрократизма и формализма. 3. Центральным
экономическим органам, и прежде всего Госплану СССР, в соответствии с
намеченными мерами по перестройке управления экономикой сосредоточить внимание
на научно обоснованном перспективном развитии народного хозяйства, определении
его структуры, темпов и пропорций, обеспечивать сбалансированность роста
общественного производства, увязку общегосударственных интересов с интересами
отраслей, регионов и предприятий, постоянно совершенствовать хозяйственный
механизм в целях создания наиболее благоприятных условий для деятельности
основного звена производства - предприятий и объединений. Осуществить
решительный переход к экономическим методам управления
и хозяйствования, придать новый облик централизованному управлению народным
хозяйством, широко используя всю систему экономических рычагов и в первую
очередь долговременные стабильные экономические нормативы. 4. Министерствам,
государственным комитетам и ведомствам, руководствуясь одобренными июньским
(1987 г.) Пленумом ЦК КПСС направлениями коренной перестройки управления
отраслями народного хозяйства, решительно изменить формы и методы руководства
объединениями, предприятиями и организациями, перейти от административных к
преимущественно экономическим методам, обеспечить необходимые условия и простор
для применения полного хозяйственного расчета, самофинансирования и
самоуправления, добиваться на этой основе ускорения научно - технического
прогресса, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в
высококачественной продукции. Главным в совершенствовании отраслевого
управления должно стать упрощение организационных структур, значительное
сокращение звенности, повышение уровня концентрации
производства, формирование объединений новых типов, укрупнение министерств. Министерствам и ведомствам, Советам
Министров союзных республик, местным Советам народных депутатов в своей работе
по решению задач увеличения производства товаров народного потребления,
расширения услуг, охраны окружающей среды, других вопросов развития социальной
сферы усилить взаимодействие, работать слаженно и целеустремленно. 5. Верховным Советам, Советам Министров
союзных и автономных республик перестроить систему руководства народным
хозяйством республик в целях обеспечения комплексного экономического и
социального развития территорий, увеличения вклада каждой республики в
укрепление единого народнохозяйственного комплекса страны. Исключить при этом
неоправданное дублирование в республиках структуры управления союзного уровня,
развивать демократизм и гласность, вести непримиримую борьбу с
администрированием, местничеством и бюрократизмом в аппарате управления.
Добиваться дальнейшей активизации деятельности местных Советов народных
депутатов в хозяйственном и социально - культурном строительстве. 6. Местным Советам народных депутатов в
ходе перестройки управления хозяйством на своих территориях обеспечить
комплексное развитие экономики, значительно повысить уровень развития
социальной сферы, обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребностей
населения в продуктах питания, высококачественных товаров народного потребления
и услугах, жилье, медицинском, транспортном и других видах обслуживания,
усилить природоохранную деятельность. В полной мере
реализовывать предоставленные им широкие права в руководстве экономическим и
социальным развитием за счет изыскания и приведения в действие резервов,
лучшего использования творческого потенциала регионов, создания условий для
повышения эффективности, высокопроизводительной работы объединений, предприятий
и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, и увеличения на
этой основе доходной базы местных бюджетов. Всемерно расширять
кооперативные формы производства и обслуживания населения, индивидуальную
трудовую деятельность граждан. Принимать меры к реальному осуществлению полномочий
трудовых коллективов, активному проведению в жизнь принципов социальной
справедливости. 7. Совету Министров СССР рассмотреть
предложения и замечания постоянных комиссий Совета Союза и Совета
Национальностей, а также депутатов Верховного Совета СССР, высказанные при
обсуждении вопроса о перестройке управления народным хозяйством на современном
этапе экономического развития страны, и принять необходимые меры. | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |