СССР система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик. | ||
| ||
Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г | Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 | | ||
Утверждаю Заместитель Главного государственного санитарного врача СССР А.И.ЗАИЧЕНКО 12 августа 1987 г. N 4419-87 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Настоящие Методические указания
разработаны Главным санэпидуправлением Минздрава
СССР, ВНИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Бердянским
государственным педагогическим институтом Минпроса
Украинской ССР. Составители: Белостоцкая
Н.А., Стан В.В., Веремкович Л.В., Барсукова
Н.К., Липский Н.М. Методические указания предназначены для
использования в работе органов и учреждений здравоохранения и народного
образования. Малокомплектные дошкольные учреждения с
разновозрастными группами составляют значительную часть сельских дошкольных
учреждений. Малокомплектные детские сады являются
ступенью общей системы народного образования и призваны в тесном содружестве с
семьей заложить основы личности ребенка, осуществить
коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе.
Содержание воспитательно-образовательной работы
малокомплектного дошкольного учреждения должно соответствовать "Типовой
программе воспитания и обучения в детском саду", утвержденной
Министерством просвещения СССР (1984), с учетом специфики работы дошкольных
учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе увеличивается
доля самостоятельной деятельности детей, положительное воспитательное значение
оказывает постоянное общение младших детей со старшими (формирование
заботливости, самостоятельности, дружеских отношений и т.д.). Для охраны и укрепления здоровья детей,
их успешного воспитания и обучения большое значение имеет соблюдение
гигиенических рекомендаций по организации режима дня и комплектованию разновозрастных
групп малокомплектных дошкольных учреждений. Гигиенические требования к комплектованию смешанных групп малокомплектных дошкольных
учреждений При подборе контингента разновозрастной
(смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима
дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой
возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать
развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию. С гигиенических позиций оптимальными
являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений: 1. Малокомплектный сад с двумя смешанными
группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы). 2. Малокомплектный сад с двумя смешанными
группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой. Реализация такого принципа возрастного
комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной
эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить
мероприятия по охране и укреплению здоровья детей. Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной преддошкольной
группе Основными режимными моментами для ребенка
раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры,
обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд
режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (табл.
1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после
завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом
развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать
на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет
лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного
сна). В то же время у детей младшей подгруппы
ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет
дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый). В смешанной преддошкольной
группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два
дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8
часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя
гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми. Таблица 1 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ
ПРЕДДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ ┌─────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐ │ Режимный момент │ Возраст детей │ │ ├─────────────────────┬─────────────────────┤ │ │ 1 г. - 1 г. 6 мес. │ 1 г. 6 мес. - 3 г. │ ├─────────────────────────┼─────────────────────┼─────────────────────┤ │Прием детей, игра │ 7.00 - 8.00 │ 7.00 - 8.00 │ │Утренняя гимнастика, │ │ │ │подготовка к завтраку, │ │ │ │завтрак │ 8.00 - 8.30 │ 8.00 - 8.30 │ │Игра │ 8.30 - 9.00 │ 8.30 - 9.00 │ │Подготовка ко сну, сон на│ │ │ │воздухе │ 9.00 - 11.00 │ - │ │Занятие 1 (по подгруппам)│ - │ 9.00 - 9.15 - 9.30 │ │Прогулка │ - │ 9.30 - 11.40 │ │Игры, самостоятельная │ │ │ │деятельность │ 11.00 - 11.40 │ - │ │Возвращение с прогулки, │ │ │ │подготовка к обеду │ - │ 11.40 - 12.00 │ │Обед │ 11.40 - 12.10 │ 12.00 - 12.30 │ │Сон на воздухе │ - │ 12.30 - 15.00 │ │Игра, занятия │ 12.10 - 14.00 │ - │ │Занятие 1 (по подгруппам)│12.40 - 12.50 - 13.00│ - │ │Занятие 2 (по подгруппам)│13.10 - 13.20 - 13.30│ - │ │Полдник │ 14.00 - 14.30 │ - │ │Подготовка ко сну, сон на│ │ │ │воздухе │ 14.30 - 16.30 │ - │ │Постепенный подъем, │ │ │ │водные процедуры │ 16.30 - 17.00 │ 15.00 - 15.30 │ │Полдник │ - │ 15.30 - 16.00 │ │Занятие 2 (по подгруппам)│ - │16.00 - 16.10 - 16.20│ │Игра │ - │ 16.20 - 17.00 │ │Прогулка │ 17.00 - 18.20 │ 17.00 - 18.20 │ │Ужин │ 18.20 │ 18.45 │ │Уход домой │ до 19.00 │ до 19.00 │ └─────────────────────────┴─────────────────────┴─────────────────────┘ После завтрака воспитатель организует
игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться
младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет старшие
заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки
и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после
обеда. Первыми после сна поднимаются дети 1,5 -
3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие
проводится после полдника. После занятий старшие дети играют, в это
время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную
группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином
играют в групповом помещении, а более старшие гуляют. Внутри каждой возрастной подгруппы
необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые
маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются
с нее, их первыми укладывают спать. При соблюдении рекомендуемого режима дня
в смешанной преддошкольной группе длительность сна и
бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим
особенностям всех детей в группе. Гигиенические требования к организации режима дня в смешанной дошкольной группе С переходом детей из преддошкольной
в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются
занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более
содержательной становится игра и т.д. Длительность сна и бодрствования, ритмичность
их чередования у детей 4 - 6-го годов жизни, в основном, совпадают, что
позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (табл.
2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты
смещают на 5 - 10 мин. В смешанной дошкольной группе большое
внимание уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3 - 4
лет составляет 4 - 6 мин., для более старших - 10 - 12
мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по
содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя
гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в
зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений.
Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время
года - в хорошо проветренном помещении. Таблица 2 ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ ┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐ │ Режимный момент │ Возраст детей │ │ ├────────────────┬─────────────┤ │ │4 - 5-й г. жизни│6-й г. жизни │ ├─────────────────────────────────┼────────────────┼─────────────┤ │Прием, осмотр, утренняя гимнасти-│ │ │ │ка │ 7.00 - 8.30 │ 7.00 - 8.30│ │ │ │ │ │Завтрак │ 8.30 - 9.00 │ 8.30 - 9.00│ │ │ │ │ │Игры, подготовка к занятиям │ 9.00 - 9.30 │ 9.00 - 9.15│ │ │ │ │ │Занятия │ 9.30 - 10.15 │ 9.15 - 10.45│ │ │ │ │ │Подготовка к прогулке │ 10.15 - 10.25 │10.45 - 10.55│ │ │ │ │ │Прогулка │ 10.25 - 12.30 │10.55 - 12.30│ │ │ │ │ │Возвращение с прогулки │ 12.30 - 12.50 │12.30 - 12.50│ │ │ │ │ │Обед │ 12.50 - 13.20 │12.50 - 13.20│ │ │ │ │ │Сон │ 13.20 - 15.20 │13.20 - 15.20│ │ │ │ │ │Постепенный подъем, водные проце-│ │ │ │дуры │ 15.20 - 15.50 │15.20 - 15.50│ │ │ │ │ │Полдник │ 15.50 - 16.10 │15.50 - 16.10│ │ │ │ │ │Игры, самостоятельная деятель- │ │ │ │ность │ 16.10 - 16.40 │16.10 - 16.40│ │ │ │ │ │Подготовка к прогулке, прогулка │ 16.40 - 18.10 │16.40 - 18.10│ │ │ │ │ │Возвращение с прогулки │ 18.10 - 18.20 │18.10 - 18.20│ │ │ │ │ │Ужин │ 18.20 - 18.45 │18.20 - 18.45│ │ │ │ │ │Уход детей домой │ 18.45 - 19.00 │18.45 - 19.00│ └─────────────────────────────────┴────────────────┴─────────────┘ В смешанной дошкольной группе занятия
организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий
представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с
учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия
со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их
содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей,
отличающихся по возрасту. Например, согласно приведенной схеме во
все дни, кроме вторника 2-й и 4-й недели, занятия рекомендуется проводить
ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в
соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более
младших детей (9.15 - 9.40 - 6-й год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-й год жизни;
9.35 - 9.50 - 4-й год жизни). Второе занятие также начинают несколько
раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими
(9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года
жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми младших
(4-й и 5-й год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими
проводят третье занятие. Во вторник второй и четвертой недели месяца
с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике.
Дети 4-го года жизни в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие
начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими. После одновременного окончания второго
занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с
детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой. В середине занятий следует проводить
физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между
занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать
подвижные игры малой и средней интенсивности. Большое гигиеническое значение имеет
рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий.
Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и
предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и
динамической нагрузки, переключение внимания детей. Таблица 3 ВАРИАНТ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СМЕШАННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕТИ 4 - 6-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ) ┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐ │ Дни недели │ Возраст детей │ │ ├───────────────┬───────────────┬───────────────┤ │ │ 4-й г. жизни │ 5-й г. жизни │ 6-й г. жизни │ ├────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┤ │ 1, 3 недели месяца │ ├────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤ │Понедельник │Ознакомление с │Ознакомление с │Ознакомление с │ │ │окружающим │окружающим │окружающим │ │ │Музыка │Музыка │Музыка │ │ │ │ │Рисование │ │ │ │ │ │ │Вторник │Математика │Математика │Математика │ │ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │ │ │ │ │Ознакомление с │ │ │ │ │окружающим │ │ │ │ │ │ │Среда │Развитие речи │Развитие речи │Развитие речи │ │ │Лепка │Лепка │Лепка │ │ │ │ │Грамота │ │ │ │ │ │ │Четверг │Рисование │Рисование │Рисование │ │ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │ │ │ │ │Русский язык │ │ │ │ │ │ │Пятница │Худ. лит-ра │Худ. лит-ра │Худ. лит-ра │ │ │Музыка │Музыка │Музыка │ │ │ │ │Лепка │ ├────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┤ │ 2, 4 недели месяца │ ├────────────────┬───────────────┬───────────────┬───────────────┤ │Понедельник │Ознакомление с │Ознакомление с │Ознакомление с │ │ │окружающим │окружающим │окружающим │ │ │Музыка │Музыка │Музыка │ │ │ │ │Рисование │ │ │ │ │ │ │Вторник │ - │Математика │Математика │ │ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │ │ │Худ. лит-ра │ - │Худ. лит-ра │ │ │ │ │ │ │Среда │Развитие речи │Развитие речи │Развитие речи │ │ │Конструирование│Конструирование│Конструирование│ │ │ │ │Грамота │ │ │ │ │ │ │Четверг │Рисование │Рисование │Рисование │ │ │Физкультура │Физкультура │Физкультура │ │ │ │ │Русский язык │ │ │ │ │ │ │Пятница │Аппликация │Аппликация │Аппликация │ │ │Музыка │Музыка │Музыка │ │ │ │ │Русский язык │ └────────────────┴───────────────┴───────────────┴───────────────┘ В начале января и в конце марта учебные
занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные
игры, физические упражнения, организовывать спортивные праздники, увеличивать
длительность прогулок. В разновозрастной группе особое внимание
должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут
проводиться одновременно со всей группой, однако характер упражнений, их
количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго
дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию
детей младших возрастных групп. Большое значение в физическом воспитании
детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в
разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки <*>. ------------------------------------ <*> Методика проведения занятий
изложена в Методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР
"Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в
дошкольных учреждениях" (1984 г.). Для обеспечения достаточной моторной
плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно,
чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов
деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и
индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.). Рациональная организация режима в
малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы
всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю
должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений. Организация всех
видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе
Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении
медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей
6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и Методических рекомендаций
"Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к
поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.). | ||
© ussrdoc.narod.ru, 2011. |