СССР
система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик.






Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г
| Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 |



 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 1988 г. N 972

 

О МЕРАХ ПО КОРЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ СФЕРЫ

ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

 

Совет Министров СССР отмечает, что в соответствии с требованиями XXVII съезда партии Советы Министров союзных республик, местные советские органы, министерства и ведомства стали уделять больше внимания вопросам развития сферы услуг. За время, прошедшее с начала пятилетки, вдвое возросли темпы прироста объемов предоставляемых населению услуг, расширился их ассортимент.

Однако сфера платных услуг, как это отмечалось на XIX Всесоюзной партийной конференции, остается все еще запущенной, развивается медленно, спрос населения на многие виды платных услуг не удовлетворяется. Их доля в потребительских расходах остается низкой. Особенно слабо развивается комплекс услуг, связанных с удовлетворением культурных потребностей человека, укреплением его здоровья, разумным использованием свободного времени. По-прежнему наблюдаются большие различия в потреблении услуг между регионами страны, городом и селом.

Многие советские и хозяйственные органы, министерства и ведомства не принимают действенных мер к ускоренному развитию сферы платных услуг, недооценивают ее роль в решении задачи повышения жизненного уровня народа.

Слабо ведется работа по укреплению материальной базы этой сферы, оснащению ее современными техническими средствами и оборудованием. Не стимулирует увеличения объемов и повышения качества услуг действующий в сфере обслуживания хозяйственный механизм, недостаточна экономическая заинтересованность в расширении платных услуг предприятий и организаций, для которых эта работа не является основной деятельностью. Медленно развивается кооперативная и индивидуальная трудовая деятельность граждан по предоставлению платных услуг. Серьезные недостатки сохраняются в подготовке, подборе и расстановке кадров в сфере услуг.

Совет Министров СССР постановляет:

1. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, руководствуясь решениями XXVII съезда партии, июньского (1987 г.) и февральского (1988 г.) Пленумов ЦК КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции, считать развитие сферы платных услуг задачей первостепенной важности, одним из основных направлений активной социальной политики партии и государства.

Осуществить комплекс мер по перестройке сферы платных услуг, направленных на резкое ускорение ее развития и коренное улучшение качества обслуживания населения на основе формирования современной материально-технической базы, привлечения к оказанию услуг всех предприятий и объединений, независимо от их ведомственной подчиненности, создания разветвленной сети кооперативов, развития индивидуальной трудовой деятельности.

Повысить роль и ответственность Советов народных депутатов за удовлетворение потребностей населения в разнообразных услугах. Обратить особое внимание на преодоление различий в уровнях бытового обслуживания сельского и городского населения, имея в виду, что развитие сферы платных услуг занимает важное место в социальном переустройстве села, закреплении кадров в сельской местности.

Обеспечить совершенствование хозяйственного механизма в сфере платных услуг, широкое внедрение принципов хозяйственного расчета и самофинансирования в деятельность предприятий и объединений по оказанию платных услуг населению, устранение необоснованных ограничений, сдерживающих инициативу трудовых коллективов, кооперативов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

 

Основные задачи и направления развития сферы

платных услуг населению на период до 1995 года

 

2. Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам СССР обеспечить решение следующих задач:

в период до 1990 года - увеличение на 15 - 20 процентов ежегодно объемов предоставляемых населению платных услуг по сравнению с Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 2000 годы; доведение общего объема реализации платных услуг населению в 1990 году до 72,4 млрд. рублей, обеспечение беспрепятственного получения всеми слоями населения недефицитных услуг;

к концу тринадцатой пятилетки - удовлетворение в основном спроса населения на платные услуги, доведение объема реализации платных услуг в 1995 году до 119,2 млрд. рублей, существенное улучшение на этой основе структуры потребительских расходов населения за счет увеличения в них доли платных услуг до 19 процентов.

Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР обеспечить реализацию платных услуг населению в 1990 году и в период до 1995 года в объемах согласно приложениям N 1 - 3 <*>.

--------------------------------

<*> Приложения не приводятся.

 

3. Предусматривать в проектах планов реализации платных услуг населению приоритетное развитие бытовых и оздоровительных услуг, а также услуг, связанных с туризмом, отдыхом, досугом, и других услуг, пользующихся повышенным спросом, для чего обеспечить:

а) в сфере бытового обслуживания населения:

увеличение объема реализации бытовых услуг в 1995 году в 2,3 раза по сравнению с 1987 годом;

развитие услуг, способствующих сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства (стирка белья, химическая чистка вещей, ремонт одежды и другие виды работ) и улучшению на этой основе использования свободного времени трудящихся, а также других видов бытовых услуг, спрос населения на которые удовлетворяется не полностью;

ежегодный рост в 1989 - 1990 годах услуг по ремонту и строительству жилищ (квартир, домов), возведению построек для садоводческих товариществ, гаражей и других строений по заказам населения не менее чем на 30 процентов, а к концу тринадцатой пятилетки - удовлетворение спроса населения на эти услуги. Повсеместно создать условия для комплексного предоставления населению строительных услуг, начиная с отвода участков под строительство и до сдачи заказчикам объектов "под ключ";

удовлетворение в основном потребностей населения в техническом обслуживании и ремонте транспортных средств на основе широкого развития сети станций технического обслуживания, увеличения сменности их работы, организации выполнения этих услуг на автотранспортных предприятиях, автозаправочных станциях, в кооперативных гаражах и на стоянках;

полное удовлетворение к 1990 году потребности населения в услугах на перевозку грузов во всех городах, районных центрах, усадьбах совхозов и колхозов с привлечением для этих целей на договорной основе наряду с транспортом общего пользования ведомственного автомобильного транспорта;

ускоренное развитие таких видов услуг, как обработка земельных участков и внесение удобрений, борьба с вредителями и болезнями растений, прокат средств малой механизации и садово-огородного инвентаря, выделка шкур домашних животных, переработка продукции на давальческих началах, зооветеринарное и агрономическое обслуживание;

б) в сфере туризма, отдыха и досуга - увеличение объема реализации услуг в 1995 году в 3 раза по сравнению с 1987 годом, в том числе за счет:

максимального использования имеющейся материальной базы (включая ведомственную) санаторно-курортных учреждений, домов отдыха, пансионатов и других оздоровительных учреждений, а также гостиниц, кемпингов и мотелей. Особое внимание обратить на значительное продление сезона работы указанных учреждений;

расширения строительства новых оздоровительных учреждений, и в первую очередь для отдыха родителей с детьми, а также перепрофилирования части здравниц на семейный отдых;

создания в 1988 - 1989 годах во всех курортных зонах страны хозрасчетных организаций по комплексному обслуживанию граждан, прибывающих на отдых и лечение без путевок, для обеспечения их питанием, жильем, билетами на транспорт, культурно-экскурсионными мероприятиями. Широко использовать для организации отдыха населения индивидуальный жилищный фонд и другие жилые помещения;

предоставления отдыхающим дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки, на основе организации пунктов бытового обслуживания, в том числе по прокату спортивного и туристического инвентаря, а также хозрасчетных лечебных кабинетов, проведения платных культурно-массовых и оздоровительных мероприятий. Довести в тринадцатой пятилетке долю таких дополнительных услуг не менее чем до 10 - 15 процентов к стоимости путевки;

создания городских и районных культурно-спортивных комплексов, молодежных культурных центров и центров досуга, благоустроенных и оборудованных парков культуры и отдыха, аттракционных комплексов, игротек и павильонов игровых автоматов, видеосалонов и видеотек;

в) в сфере физической культуры, спорта и здравоохранения наряду с оказанием бесплатных услуг создание условий для существенного расширения платных услуг за счет:

многократного увеличения объема реализации услуг учреждений физической культуры и спорта в 1995 году на основе широкого развития сети спортивных сооружений, организации платных секций, групп, спортивных сооружений, организаций платных секций, групп, спортивных клубов, хозрасчетных объединений "Физкультура и здоровье". Максимально использовать для этих целей стадионы, бассейны, спортивные залы и сооружения предприятий и объединений, спортивных обществ, школ, высших и средних специальных учебных заведений, парков культуры и отдыха, домов и баз отдыха, санаториев и других организаций;

расширения медицинских, медико-социальных и оздоровительных услуг, развития сети хозрасчетных консультативно-диагностических и стоматологических поликлиник и отделений, наркологических амбулаторий и кабинетов, косметологических лечебниц и оздоровительных комплексов, пансионатов для лиц, нуждающихся в постоянном уходе;

внедрения таких видов платного медицинского обслуживания, как проведение на дому лабораторно-диагностических исследований и лечебно-оздоровительных процедур, прокат населению отдельных видов медицинской техники, использование для оказания платной медицинской помощи передвижных средств, особенно в сельской местности.

Увеличить в 1995 году объем реализации платных медицинских услуг в 4 раза по сравнению с 1987 годом;

г) в области услуг связи, правового и информационного характера:

увеличение объема услуг связи населению в 1995 году в 2,1 раза по сравнению с 1987 годом. Предусмотреть приоритетное развитие услуг телефонной связи, добиться, чтобы в 1995 году каждая вторая семья была обеспечена телефоном;

значительное расширение сети платных справочно-информационных служб для выдачи абонентам справок по социально-бытовым и другим вопросам, а также нотариальных контор и юридических консультаций; создание необходимого количества хозрасчетных организаций для оказания услуг населению по подбору вариантов обмена жилой площади с применением современных средств вычислительной техники.

Активнее развивать платные услуги, оказываемые населению учреждениям Сберегательного банка СССР и других специализированных банков.

4. Министерству путей сообщения СССР, Министерству гражданской авиации СССР, Министерству морского флота СССР и Советам Министров союзных республик:

предусмотреть первоочередное увеличение объемов перевозок прежде всего на линиях, связывающих промышленные регионы страны с курортными зонами и центрами туризма, имея в виду уже в 1990 году удовлетворить в основном спрос населения на эти перевозки;

организовать на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на остановочных пунктах и в пути следования предоставление пассажирам различных видов платных услуг, создающих дополнительные удобства и комфорт, улучшить организацию продажи билетов.

5. Государственному комитету СССР по иностранному туризму наряду с улучшением обслуживания иностранных туристов полнее использовать имеющиеся возможности для обслуживания советских граждан и обеспечить реализацию платных услуг, предоставляемых им, в 1990 году в объеме 416 млн. рублей и в 1995 году - 770 млн. рублей.

6. Министерству промышленности средств связи СССР, Министерству радиопромышленности СССР, другим министерствам - изготовителям радиоэлектронной аппаратуры и сложной бытовой техники обеспечить ускоренное развитие фирменного технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры и сложной бытовой техники. В этих целях:

активизировать работу по созданию широкой сети специализированных техноторговых и технических центров, осуществляющих фирменное техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной аппаратуры и сложной бытовой техники в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 июля 1986 г. N 874 и Постановлением Совета Министров СССР от 26 ноября 1986 г. N 1420;

привлекать все предприятия-изготовители к техническому обслуживанию и ремонту выпускаемой ими бытовой аппаратуры и техники как в течение гарантийного срока эксплуатации, так и после его окончания;

осуществить меры по значительному улучшению организации технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры и сложной бытовой техники, принадлежащих сельским жителям, на основе взаимодействия на договорных началах с предприятиями системы министерств бытового обслуживания населения союзных республик.

Советам Министров союзных и автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов оказывать необходимое содействие в организации фирменного технического обслуживания и ремонта радиоэлектронной аппаратуры и сложной бытовой техники на подведомственной территории, оперативно решать вопросы, связанные со строительством и выделением производственных помещений для этих целей.

 

Развитие и укрепление материально-технической базы

сферы платных услуг

 

7. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам СССР, Госплану СССР и Госснабу СССР предусмотреть в планах экономического и социального развития на 1989 - 1990 годы и в пятилетнем плане на 1991 - 1995 годы полную сбалансированность объемов реализации платных услуг населению, предусмотренных настоящим Постановлением, с капитальными вложениями, лимитами подрядных работ и материально-техническими ресурсами.

Министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, исходя из поставленных задач по всемерному развитию сферы платных услуг населению, осуществить меры по укреплению ее материально-технической базы. В этих целях:

наряду с выделением государственных централизованных капитальных вложений обеспечивать привлечение в установленном порядке средств фондов развития объединений, предприятий, колхозов и других кооперативных организаций, кредитов банков СССР, средств населения, а также других источников;

шире использовать возможности кооперирования материальных, трудовых и финансовых ресурсов объединений, предприятий и организаций для сооружения и эксплуатации объектов сферы платных услуг;

всемерно содействовать расширению хозяйственного способа строительства санаториев, домов отдыха, спортивных сооружений, учреждений здравоохранения, других объектов сферы платных услуг, используя накопленный в этом деле опыт передовых трудовых коллективов;

предусматривать при проектировании новых и реконструкции действующих крупных промышленных комплексов и объектов строительство предприятий сферы услуг.

Советам Министров союзных республик обеспечить производство строительных материалов, санитарно-технического оборудования и изделий в объемах, необходимых для полного удовлетворения потребности в них предприятий бытового обслуживания населения.

8. В целях создания необходимых условий для ускорения развития материально-технической базы сферы бытового обслуживания населения и технического перевооружения этой сферы:

министерствам и ведомствам обеспечить в 1988 - 1995 годах разработку и освоение серийного производства технологического оборудования для предприятий бытового обслуживания согласно приложению N 4;

Министерству бытового обслуживания населения РСФСР - генеральному заказчику оборудования, Министерству авиационной промышленности СССР, Министерству машиностроения СССР, Министерству оборонной промышленности СССР, Министерству общего машиностроения СССР, Министерству радиопромышленности СССР, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, Министерству промышленности средств связи СССР, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Министерству электронной промышленности СССР, Министерству электротехнической промышленности СССР, Министерству химической промышленности СССР, Министерству медицинской и микробиологической промышленности СССР и Государственному комитету СССР по кинематографии разработать и по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике, Бюро Совета Министров СССР по машиностроению, Государственной комиссией Совета Министров СССР утвердить в первом полугодии 1989 г. номенклатуру машин и оборудования для предприятий бытового обслуживания, а также сроки разработки, освоения и объемы серийного производства этой техники.

Указанным министерствам СССР и Государственному комитету СССР по кинематографии обеспечить развитие производственных мощностей по выпуску машин и оборудования для полного обеспечения потребности предприятий бытового обслуживания;

Госснабу СССР, Министерству оборонной промышленности СССР, Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Министерству машиностроения СССР и Министерству авиационной промышленности СССР поставить в 1989 - 1995 годах в распоряжение Советов Министров союзных республик для министерств бытового обслуживания населения технологическое оборудование согласно приложению N 5;

Государственному комитету СССР по вычислительной технике и информатике выделить в 1989 - 1995 годах в распоряжение Советов Министров союзных республик для министерств бытового обслуживания населения средства вычислительной техники согласно приложению N 6;

Министерству промышленности средств связи СССР поставлять комплекты оборудования, приборов и инструмента для ремонта бытовой радиоэлектронной аппаратуры в объемах по согласованию с заказчиком;

принять предложение Совета Министров РСФСР, Совета Министров Украинской ССР, Совета Министров Белорусской ССР, Совета Министров Казахской ССР, Совета Министров Литовской ССР, Совета Министров Молдавской ССР, Совета Министров Латвийской ССР и Совета Министров Эстонской ССР о производстве в 1989 - 1995 годах технологического оборудования, машин, приборов и инструмента для предприятий бытового обслуживания в объемах согласно приложению N 7;

Советам Министров союзных республик обеспечить в 1989 - 1995 годах выделение предприятиям бытового обслуживания малотоннажных автомобилей согласно приложению N 8.

Госплану СССР, Госснабу СССР и Министерству автомобильной промышленности СССР увеличить в 1989 - 1990 годах по сравнению с 1988 годом выделение в распоряжение Советов Министров союзных республик фондов на указанные автомобили на 2 тыс. штук ежегодно.

Возложить на министерства СССР ответственность за производство и удовлетворение потребностей предприятий бытового обслуживания в оборудовании, машинах, приборах, приспособлениях, инструменте, средствах механизации и запасных частях к ним согласно приложению N 9.

Министерствам и ведомствам, являющимся головными по оказанию платных услуг населению, совместно с министерствами машиностроительных и оборонных отраслей промышленности разработать и утвердить в 1988 - 1989 годах на тринадцатую пятилетку и дальнейшую перспективу мероприятия по созданию и производству оборудования, необходимого для обеспечения выполнения предусмотренных настоящим Постановлением заданий по развитию услуг, связанных с отдыхом, досугом и здоровьем людей.

9. Госплану СССР, Госснабу СССР и Министерству внешних экономических связей СССР предусматривать в проектах планов на 1989 - 1990 годы закупку в социалистических странах оборудования для предприятий бытового обслуживания на сумму до 50 млн. рублей ежегодно.

Министерству строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР, Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, Министерству станкостроительной и инструментальной промышленности СССР и другим министерствам и ведомствам СССР, ответственным за производство оборудования, машин, приборов, инструмента и запасных частей к ним для предприятий бытового обслуживания, и Госснабу СССР в ходе проведения с социалистическими странами координации народнохозяйственных планов на 1991 - 1995 годы рассмотреть вопрос о максимально возможном увеличении импорта оборудования, машин, приборов, инструмента и запасных частей к ним для предприятий бытового обслуживания на базе существенного расширения специализации и кооперации производства.

10. Госстрою СССР и Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР разработать в 1988 - 1989 годах по техническим условиям Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, других министерств и ведомств, специализирующихся на оказании услуг, типовые проекты сборных зданий (модулей) из легких металлических конструкций для размещения в них предприятий по оказанию платных услуг населению.

Министерству монтажных и специальных строительных работ СССР организовать начиная с 1990 года выпуск по указанным типовым проектам для предприятий, объединений и организаций, оказывающих платные услуги населению, сборных зданий (модулей) из легких металлических конструкций в объемах, определяемых Госпланом СССР.

11. Госснабу СССР, Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров союзных республик, Мосгорисполкому и Ленгорисполкому обеспечить улучшение материально-технического снабжения предприятий, объединений и организаций сферы платных услуг, осуществить до конца двенадцатой пятилетки переход к снабжению их продукцией, не распределяемой в централизованном порядке, на условиях оптовой торговли.

12. Министерствам и ведомствам, специализирующимся на оказании платных услуг населению, и Государственному комитету СССР по народному образованию осуществлять на договорной основе по заявкам министерств, ведомств, предприятий, объединений и организаций, для которых оказание платных услуг населению не является основной деятельностью, подготовку необходимых кадров для обслуживания населения.

 

Перестройка работы сферы платных услуг на основе принципов

хозяйственного расчета и самофинансирования, повышения

заинтересованности трудовых коллективов в улучшении

обслуживания населения

 

13. В целях обеспечения более эффективного взаимодействия Советов Министров союзных и автономных республик, исполкомов местных Советов народных депутатов с министерствами и ведомствами СССР и сочетания отраслевого и территориального управления развитием сферы платных услуг населению предусмотреть, что:

Советы Министров союзных и автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов на основе изучения спроса населения обеспечивают всестороннее комплексное развитие сферы услуг на подведомственной территории и несут всю ответственность за полное и качественное удовлетворение потребностей населения в платных услугах. В соответствии с этим они направляют и координируют работу по оказанию платных услуг населению, проводимую республиканскими и местными органами управления, а также всеми расположенными на соответствующей территории объединениями, предприятиями и организациями союзного подчинения;

министерства и ведомства СССР осуществляют тесное взаимодействие с Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами краевых и областных Советов народных депутатов, принимают меры к ускоренному развитию платных услуг на всех подведомственных предприятиях и в объединениях, добиваясь более полного удовлетворения потребностей своих работников и других граждан в этих услугах, увеличения вклада каждой отрасли в развитие сферы обслуживания.

14. Установить, что исходные данные для планирования платных услуг как основы для формирования планов доводятся:

Госпланом СССР - до Советов Министров союзных республик, а также министерств и ведомств СССР (по перечню, определяемому Госпланом СССР);

Советами Министров союзных республик - до объединений, предприятий и организаций, расположенных на территории республик (за исключением объединений, предприятий и организаций министерств и ведомств СССР, включенных в перечень Госплана СССР);

министерствами и ведомствами СССР (по перечню, определяемому Госпланом СССР) - до подведомственных объединений, предприятий и организаций.

При этом объединения, предприятия и организации указанных министерств и ведомств СССР, руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении), обязаны согласовывать проекты своих планов развития платных услуг с Советами Министров соответствующих союзных (без областного деления), автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов.

Министерства и ведомства СССР (по перечню, определяемому Госпланом СССР) представляют сводные планы реализации платных услуг в территориальном разрезе, согласованные с Советами Министров союзных республик, в Госплан СССР для сбалансирования их с материальными ресурсами.

Государственному комитету СССР по стандартам совместно с Государственным комитетом СССР по статистике разработать и утвердить в 1989 году общесоюзный классификатор платных услуг населению.

15. Советам Министров союзных и автономных республик, министерствам и ведомствам, исполкомам местных Советов народных депутатов при перестройке работы сферы платных услуг населению исходить из того, что главными направлениями в этой работе должны стать планомерный переход в 1988 - 1989 годах предприятий, объединений и организаций указанной сферы к преимущественно экономическим методам управления, последовательное внедрение в их деятельность принципов хозяйственного расчета и самофинансирования, экономическая ответственность предприятий, объединений и организаций за результаты своей деятельности. В отношении предприятий, объединений и организаций, которые осуществляют развитие услуг населению за счет смешанных форм финансирования (средств государственного бюджета и доходов, получаемых от реализации услуг населению), последовательно проводить линию на увеличение доли собственных средств, создавая лучшие возможности для стимулирования эффективной работы. Планомерно усиливать роль хозяйственного расчета в деятельности спортивных организаций, учреждений отдыха и досуга, добиваясь постепенного замещения средств государственного бюджета доходами, получаемыми от оказания услуг населению.

16. Государственному комитету СССР по ценам с участием Советов Министров союзных республик и заинтересованных министерств и ведомств рассмотреть вопрос о совершенствовании системы определения цен на услуги, имея в виду внедрение в практику их установления необходимой гибкости в зависимости от спроса населения и других условий, стимулирующих предприятия к увеличению объема платных услуг населению, повышению их качества, культуры обслуживания и полного удовлетворения потребностей в услугах.

Предоставить право исполкомам местных Советов народных депутатов:

разрешать предприятиям, оказывающим платные услуги населению, устанавливать на срок до двух лет цены (тарифы) на новые виды услуг;

устанавливать надбавки и скидки к действующим ценам (тарифам) на услуги в зависимости от сезона, времени суток, а также от качества предоставляемых услуг.

17. Советам Министров союзных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам осуществить меры по усилению заинтересованности трудовых коллективов в увеличении объемов услуг, повышении качества и культуры обслуживания населения.

Всемерно содействовать широкому применению на предприятиях, в объединениях и организациях, оказывающих платные услуги населению, арендного, коллективного и индивидуального подряда.

Рекомендовать трудовым коллективам с учетом особенностей предоставления отдельных видов платных услуг активнее применять оправдавшие себя в практике работы предприятий бытового обслуживания договорные формы организации и стимулирования труда.

Считать важнейшим направлением в перестройке сферы платных услуг создание кооперативов. Поддерживать инициативу граждан в организации кооперативов, оказывать им разнообразную помощь в производственной и хозяйственной деятельности.

Активнее внедрять кооперативные формы предоставления услуг в сфере отдыха, досуга, физической культуры и спорта, здравоохранения.

Особое внимание уделить созданию кооперативов и привлечению к работе в сфере обслуживания граждан на основе индивидуальной трудовой деятельности в сельской местности, в небольших населенных пунктах, в которых содержание государственных предприятий этой сферы экономически нецелесообразно, а также в регионах, имеющих избыток трудовых ресурсов.

18. В целях усиления заинтересованности предприятий, объединений и организаций в оказании содействия гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью в сфере обслуживания, разрешить этим предприятиям, объединениям и организациям включать в отчеты о выполнении государственных заказов по реализации платных услуг объемы услуг, оказываемых этими гражданами с использованием оборудования, инструментов и материальных ресурсов данных предприятий, объединений и организаций.

Государственному комитету СССР по статистике, Министерству финансов СССР, Жилсоцбанку СССР и Госплану СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств разработать порядок учета объемов услуг, оказываемых населению гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью.

19. Исходя из необходимости создания условий для широкого привлечения различных категорий граждан к оказанию услуг населению:

предоставить руководителям предприятий, объединений и организаций право привлекать для оказания платных услуг населению рабочих, инженерно-технических работников и служащих, в том числе работников этих предприятий, объединений и организаций, в свободное от основной работы время. При этом ограничения, установленные действующим законодательством для совместительства, не применяются;

активно способствовать участию в оказании платных услуг населению, в том числе в выполнении разовых работ, пенсионеров, домашних хозяек и учащихся, с оплатой труда по установленным тарифам или на договорной основе сразу же по завершении работ и принятии их заказчиком.

20. Установить, что для предприятий, объединений и организаций, для которых оказание платных услуг не является основной деятельностью, выручка от предоставления этих услуг является дополнительным источником средств на производственное и социальное развитие коллективов и оплату труда. Порядок использования выручки на эти цели определяется руководителем предприятия, объединения, организации по согласованию с советом трудового коллектива.

Оплата выполненных работ (услуг), не включаемых в объем продукции (работ, услуг) по основной деятельности указанных предприятий, объединений и организаций, должна осуществляться сверх фонда заработной платы, образованного по нормативу, а по предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на нормативный метод образования фонда заработной платы, - сверх установленного им плана по труду.

21. В целях усиления заинтересованности работников, занятых оказанием платных услуг, в повышении эффективности труда, росте объема реализации услуг и улучшении качества обслуживания населения предоставить руководителям предприятий, объединений и организаций, оказывающих платные услуги населению, право устанавливать по согласованию с профсоюзными комитетами в пределах предусмотренного фонда заработной платы следующие доплаты и надбавки (если они не установлены решениями Правительства СССР):

доплаты бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, в зависимости от количества рабочих в бригаде, объемов и специфики выполняемых работ - в размере до 40 рублей в месяц и звеньевым - до 50 процентов размера доплаты бригадирам. Доплаты за руководство бригадой и звеном выплачиваются при условии выполнения бригадами (звеньями) производственных заданий и при высоком качестве оказываемых услуг;

доплаты работникам за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без ограничения перечней совмещаемых профессий (должностей) - в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе в пределах экономии фонда заработной платы, образующейся по тарифным ставкам (должностным окладам) высвобожденных работников;

рабочим, мастерам, начальникам участков, специалистам и служащим доплаты за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника - в размере до 50 процентов тарифной ставки (оклада) по основной работе, но не более 50 процентов тарифной ставки (должностного оклада) отсутствующего работника, независимо от числа лиц, которым они устанавливаются;

надбавки руководителям подразделений, специалистам и служащим за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы на срок ее проведения - в размере до 50 процентов должностного оклада.

22. Советским и хозяйственным органам значительно повысить уровень организаторской работы по коренной перестройке сферы услуг, обеспечению всестороннего и динамичного ее развития.

Повышать ответственность и поддерживать инициативу руководителей трудовых коллективов в деле более полного использования имеющихся резервов и возможностей для увеличения объемов и расширения видов платных услуг, повышения культуры обслуживания, изучения и распространения передового опыта. Добиваться, чтобы сфера услуг повсеместно стала доступной для всех социальных групп населения, полнее удовлетворяла их запросы и потребности. Больше внимания уделять вопросам подбора и воспитания кадров, укрепления предприятий и организаций этой сферы высококвалифицированными, инициативными руководителями и специалистами, способными вести дело на уровне современных требований.

 

 




Яндекс цитирования

© ussrdoc.narod.ru, 2011.
Hosted by uCoz