СССР
система доступа к базе всех нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистицеских Республик.






Сборники документов по хронологии с 1917г по 1992г
| Сборник 1 | Сборник 2 | Сборник 3 | Сборник 4 | Сборник 5 | Сборник 6 | Сборник 7 | Сборник 8 | Сборник 9 | Сборник 10 |



 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР

N 268

 

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

N 145

 

ПРИКАЗ

от 20 сентября 1988 года

 

О СОСТОЯНИИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ

ОРГАНОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНВАЛИДНОСТИ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ

ТРУДОСПОСОБНОСТИ ИНВАЛИДОВ

 

Реализация широкой программы социально-экономических, оздоровительных, социально-гигиенических мероприятий, направленных на повышение благосостояния трудящихся, улучшение условий их труда, быта и отдыха, развитие здравоохранения обусловили улучшение отдельных показателей здоровья населения.

Вместе с тем мероприятия по профилактике заболеваемости и инвалидности не обеспечивают их снижения.

Не имеют тенденции к улучшению показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей, угольной промышленности и тяжелого машиностроения. По-прежнему значительное число трудящихся утрачивают трудоспособность в связи с неблагоприятными условиями труда.

Уровень инвалидности в РСФСР, как одного из основных показателей здоровья населения, остается высоким - в 1987 г. 48,1 случая на 10 тыс. рабочих и служащих. Ежегодно в Российской Федерации признаются инвалидами около 330 тыс. человек.

Из числа впервые признаваемых инвалидами более 70 процентов рабочих и служащих утрачивают трудоспособность вследствие болезней органов кровообращения, злокачественных новообразований и травм.

Наиболее высокий выход на инвалидность рабочих и служащих имеет место в Воронежской, Владимирской, Костромской, Куйбышевской, Ленинградской, Московской, Тамбовской областях.

Во многих АССР, краях, областях увеличилось число случаев наступления инвалидности у лиц молодого, наиболее трудоспособного возраста: в 1987 г. более 90 тыс. рабочих и служащих (28,2 процента) стали инвалидами в возрасте моложе 45 лет. Основными причинами наступления инвалидности у этих лиц явились травмы всех локализаций (19,7 тыс. человек), злокачественные новообразования (15,1 тыс. человек), болезни системы кровообращения (13,9 тыс. человек).

Медленно снижается уровень инвалидности вследствие производственных травм; по этой причине в истекшем году признано инвалидами около 12 тыс. рабочих и служащих, из них почти каждый второй утратил трудоспособность в возрасте моложе 45 лет. Остается высоким уровень инвалидности вследствие производственных травм в Бурятской, Дагестанской, Коми, Якутской АССР, Ростовской, Читинской областях.

За последние годы в РСФСР возрос выход на инвалидность членов колхозов, который составляет 55,0 - 57,0 на 10 тыс. членов колхозов. В истекшем году значительно увеличилось число членов колхозов, признанных инвалидами в возрасте моложе 45 лет, из них 27,3 процента утратили трудоспособность вследствие травм, каждый десятый в результате производственных травм. В структуре инвалидности членов колхозов молодого возраста значительную долю составляет туберкулез легких - 6,2 процента (среди рабочих и служащих - 4,2 процента).

Вместе с тем органы и учреждения здравоохранения недостаточно активно принимают меры, направленные на профилактику заболеваний, снижение инвалидности, повышение уровня и качества лечебно-диагностического процесса и восстановительного лечения.

Недостаточно внедряются передовые, наиболее эффективные формы медико-санитарного обеспечения трудящихся, цехово-территориальный принцип, промышленная реабилитация. Медленными темпами идет организация отделений восстановительного лечения, дневных стационаров, стационаров на дому.

Низка эффективность медицинских профилактических осмотров, диспансеризации населения, нередки случаи несвоевременной диагностики заболеваний, неполного и некачественного лечения больных. ВКК лечебно-профилактических учреждений мало уделяют внимания своевременному рациональному трудоустройству часто и длительно болеющих.

В ряде административных территорий РСФСР имеются серьезные недостатки в организации и качестве экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности. Руководители лечебно-профилактических учреждений слабо осуществляют контроль за качеством обследования, своевременностью и обоснованностью направления на ВТЭК. Ежегодно около 5 тыс. рабочих и служащих направляются лечебными учреждениями на освидетельствование необоснованно. Имеются случаи преждевременного направления больных на ВТЭК, которым в период временной нетрудоспособности не были использованы все необходимые методы восстановительного лечения.

Требует улучшения качество врачебно-трудовой экспертизы, ВТЭКи недостаточно используют возможности продления в показанных случаях сроков временной нетрудоспособности для завершения лечения и восстановления трудоспособности больных. Много экспертных ошибок допускают врачебно-трудовые экспертные комиссии Коми, Мордовской АССР, Ростовской области.

Органы и учреждения здравоохранения и органы социального обеспечения крайне медленно перестраивают свою деятельность по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности инвалидов, слабо используют наиболее эффективные формы совместной работы, разрабатываемые комплексные планы по профилактике инвалидности нередко носят формальный характер и не нацелены на достижение конечного результата.

Специалисты лечебно-профилактических учреждений и ВТЭК не проявляют должной активности в аттестации рабочих мест и работе инженерно-врачебных бригад, мало вносят конкретных предложений по этим вопросам хозяйственным руководителям и профсоюзным организациям при формировании коллективных договоров и планов социального развития трудовых коллективов.

Главные государственные санитарные врачи не всегда предъявляют необходимые требования к хозяйственным руководителям, не выполняющим в установленные сроки мероприятия комплексных планов по улучшению условий и охраны окружающей среды. Не на всех промышленных и сельскохозяйственных объектах и стройках созданы безопасные и здоровые условия труда.

Главные специалисты органов здравоохранения и главные эксперты по врачебно-трудовой экспертизе АССР, краев, областей не уделяют должного внимания изучению медико-социальных причин стойкой утраты трудоспособности, медицинской и социально-трудовой реабилитации инвалидов, внедрению достижений медицинской науки в практику.

Специалисты лечебно-профилактических учреждений слабо используют для проведения реабилитационных мероприятий отделения восстановительного лечения. Показатель восстановления трудоспособности инвалидов остается низким: при ежегодном переосвидетельствовании во ВТЭК более 1,0 млн. инвалидов из числа рабочих и служащих лишь 4,5 - 4,8 процента их признаются трудоспособными.

В деятельности органов социального обеспечения и ВТЭК имеются серьезные недостатки и упущения в работе по профессиональной ориентации и социально-трудовой реабилитации инвалидов. Врачебно-трудовые экспертные комиссии мало уделяют внимания повышению качества трудовых рекомендаций инвалидам и улучшению организации контроля за их рациональным трудоустройством.

Органы социального обеспечения не проявляют должной инициативы и настойчивости к созданию спеццехов и участков, организации кооперативов для трудоустройства инвалидов.

В практическом решении проблем профилактики инвалидности и восстановлении трудоспособности инвалидов слабо используется имеющийся научный потенциал. Научно-исследовательские институты экспертизы трудоспособности Минсобеса РСФСР, медицинские и научно-исследовательские институты Минздрава РСФСР почти не проводят комплексных научно-исследовательских работ по изучению причин инвалидности и разработке предложений по ее профилактике.

В медицинских институтах неудовлетворительно осуществляется подготовка врачей по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, профилактики инвалидности и медико-социальной реабилитации больных и инвалидов при различных заболеваниях и последствиях травм. Нуждается в улучшении организации и качество подготовки врачей-экспертов в Ленинградском институте усовершенствования врачей-экспертов (ЛИУВЭК).

Органы социального обеспечения отдельных АССР, краев, областей систематически не выполняют планы повышения квалификации врачей ВТЭК в Ленинградском институте усовершенствования врачей-экспертов.

Недостаточна научно-практическая и методическая помощь институтов местным органам здравоохранения и социального обеспечения по проблемам профилактики инвалидности.

В целях улучшения организации работы по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности инвалидов приказываем:

1. Утвердить план мероприятий Министерства здравоохранения РСФСР и Министерства социального обеспечения РСФСР на 1988 - 1990 гг. по реализации рекомендаций Всесоюзного совещания по проблемам профилактики инвалидности среди населения (не приводится).

2. Министрам здравоохранения АССР, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Ленгорисполкома, Мособлисполкома, начальнику управления здравоохранения Ставропольского крайисполкома, министрам социального обеспечения АССР, заведующим краевыми, областными отделами социального обеспечения, начальникам Московского областного, главного Московского и Ленинградского городских управлений социального обеспечения:

2.1. Обеспечить выполнение мероприятий настоящего плана и устранение недостатков в работе по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности инвалидов. Считать важнейшей задачей органов здравоохранения и органов социального обеспечения улучшение организации совместной работы подведомственных учреждений по профилактике инвалидности, трудоспособности инвалидов, повышению качества экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности.

2.2. Обеспечить комплексное изучение медико-социальных причин инвалидности, использовать его результаты для коренного улучшения организации и повышения качества профилактической и лечебно-оздоровительной работы особенно при заболеваниях, наиболее часто приводящих к инвалидности, а также среди лиц трудоспособного возраста. Настойчивее вносить предложения, направленные на профилактику заболеваемости, травматизма и инвалидности в советские, профсоюзные органы, добиваться включения их в коллективные договоры профсоюзных органов и администрации предприятий, учреждений и организаций.

2.3. Добиваться своевременного внедрения в практику научных разработок, направленных на снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности и восстановление трудоспособности инвалидов.

3. Министрам здравоохранения автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Мосгорисполкома, Ленгорисполкома, Мособлисполкома, начальнику управления здравоохранения Ставропольского крайисполкома:

3.1. Продолжить работу по созданию на крупных предприятиях отделений промышленной реабилитации с использованием опыта Горьковского автомобильного и Уфимского моторно-строительного заводов, инженерно-врачебных бригад для комплексного улучшения условий труда, усиления контроля за техникой безопасности, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний, а также отделений восстановительного лечения.

3.2. Добиться улучшения организации и повышения качества экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, усилить контроль за правильностью выдачи больничных листков, обоснованностью длительности пребывания на больничном листке с учетом своевременной диагностики, полноты обследования, использования эффективных методов и средств лечения.

4. Главным государственным санитарным врачам АССР, краев, областей, Москвы и Ленинграда:

4.1. Усилить государственный санитарный надзор на промышленных и сельскохозяйственных объектах, стройках за соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, обратив особое внимание на цехи и участки с вредными условиями труда и производства, на которых имеет место наибольшее число случаев выхода на инвалидность.

4.2. Разработку комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий осуществлять на основе причинного анализа заболеваемости с временной и стойкой утратой трудоспособности трудящихся.

5. Министрам социального обеспечения автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами социального обеспечения, начальникам Московского областного, главного Московского и Ленинградского городских управлений социального обеспечения, главным экспертам по врачебно-трудовой экспертизе АССР, краев, областей, Москвы и Ленинграда:

5.1. В целях улучшения организации и качества врачебно-трудовой экспертизы активизировать деятельность экспертных комиссий по изучению и внедрению передовых форм работы, шире использовать для этого базовые ВТЭК; обеспечить систематическое повышение квалификации врачей-экспертов, в том числе по клиническим вопросам, на базе лечебно-профилактических учреждений.

5.2. Принять дополнительные меры по коренному улучшению качества трудовых рекомендаций инвалидам и на этой основе активно содействовать рациональному трудовому устройству их, в том числе в кооперативах и на условиях индивидуальной трудовой деятельности.

6. Ректорам медицинских и директорам научно-исследовательских институтов, ректору ЛИУВЭКа:

6.1. Расширить комплексные научные исследования по изучению медико-социальных причин инвалидности, совершенствованию организации и качества ВТЭ.

6.2. Принять меры по коренному улучшению подготовки врачей по вопросам экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности, профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

6.3. Повысить эффективность научно-практической и методической помощи специалистам местных органов и учреждений здравоохранения и социального обеспечения.

7. Главному управлению лечебно-профилактической помощи Министерства здравоохранения РСФСР (т. Рязанов В.М.), Главному управлению врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации инвалидов Министерства социального обеспечения РСФСР (т. Шипулина В.С.) усилить контроль за работой органов здравоохранения и органов социального обеспечения по вопросам профилактики инвалидности и восстановления трудоспособности инвалидов, шире внедрять в практику передовой опыт работы лечебно-профилактических учреждений, ВТЭК, новые организационные формы работы: дневные стационары, стационары на дому; организацию отделений восстановительного лечения.

8. Министрам здравоохранения АССР, заведующим областными, краевыми отделами здравоохранения, начальникам Главного управления Мосгорисполкома, Ленгорисполкома, Мособлисполкома, начальнику Управления здравоохранения Ставропольского крайисполкома, министрам социального обеспечения АССР, заведующим краевыми, областными отделами социального обеспечения, начальникам Московского областного, Главного Московского и Ленинградского городских управлений социального обеспечения информировать о выполнении настоящего Приказа к 01.02.89 Минздрав РСФСР и Минсобес РСФСР.

9. Признать утратившим силу Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 03.08.84 N 104/575 "О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы органов здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по профилактике инвалидности и восстановлению трудоспособности инвалидов".

10. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения РСФСР т. Ноговицыну Э.А. и заместителя министра социального обеспечения т. Котельникова В.М.

 

Министр здравоохранения РСФСР

А.И.ПОТАПОВ

 

Министр социального

обеспечения РСФСР

В.А.КАЗНАЧЕЕВ

 

 




Яндекс цитирования

© ussrdoc.narod.ru, 2011.
Hosted by uCoz